По тропинке к сказке

Автор —  Омельченко Наталья Николаевна, учитель-логопед МБДОУ  Белоярский детский сад «Огонёк»,  с.Белый Яр, Республика Хакасия.

 

Цель :

 Развитие речи детей, используя методы   опосредованного   воздействия.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

               1. Научить:

— Подбирать однокоренные слова к существительным (слова – родственники);

— Понимать и уметь объяснять фразеологизмы «молочная река,

кисельные берега».

               2. Закрепить умения:

     — употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, именительного падежа;

     — согласовывать местоимения (мой, моя) с существительными;

     — определять одушевленный и неодушевленный предмет;

     — определять наличие звука в слове;

     — согласовывать прилагательное с существительным;

     — автоматизировать  звуки  в  речи при помощи  чистоговорок;

    — соотносить числительное с существительным;

     — делить слова на слоги.

II. Коррекционно-развивающие :

               1. Развивать:

    — фонематический слух;

    — зрительное и слуховое восприятие;

    —  чувство ритма, умение согласовывать слово и движение;

      — психические процессы: внимание, воображение, логическое мышление;

                        — мелкую, общую моторику;

      — речевую активность.

III.Коррекционно-воспитательные:

               1. Формировать:

     — любовь к художественной литературе;

     —  умение работать в коллективе;

     — согласовывая действия;

                      — добиваться поставленной цели.

               2. Воспитывать:

     — чувство товарищества;

                       — желание узнавать новое и интересное;

   — навыки вежливого общения

Интеграция:«Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

 

Материал и оборудование:

— сюжет сказки «гуси –лебеди»

  — персонажи сказки: маша, ваня, яблоня, печка, «молочная река», избушка.

  — предметные  картинки: корзина, пирожок,  шесть яблок, яблочный пирог, яблоневый сад, яблочное варенье, яблочное  повидло, капуста, сосулька, собака, лимон, сыр,сметана, йогурт, смородина, малина, клубника

  — знаки: камень, широкая и узкая дорожка,

  — смайлики весёлые и грустные на каждого ребёнка

  —  dvd проигрыватель, фонограмма  музыки из сказки. «Три орешка для Золушки»

 

 

 

I.                   Организационный момент:

 

            Упражнение – приветствие «Здравствуйте!»:

                                  Ручки, ручки, просыпайтесь – здравствуйте !

                                  Пальчики сердитые – здравствуйте!

                                  И ладошки, наши крошки – здравствуйте!

                                  Разбудите наши рожки – здравствуйте!

                                  И притопы, и пружинки – здравствуйте!

                                  Глазки, ушки, носик, ротик – здравствуйте!

                                  И улыбки, и улыбки – здравствуйте!

                                  Все друг другу улыбнулись – здравствуйте!

                                  И лукаво подмигнули – здравствуйте!

                                                                

 

Логопед: Мчится, мчится чрез равнины Караван гусей крикливых!

Кто-то плачет, ой, слез море!  Видно, приключилось горе!

Ребята, Маша  рассказала мне ,что она не уследила за братцем ! Посадила его на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили братца и унесли его на крыльях. Гуси-лебеди опять, видно, стали баловать!

 1

Логопед:  Вы узнали, что за сказка встретилась нам сегодня?
Дети:  Это сказка «Гуси-лебеди»!
Логопед: (обращается к Маше):  Не печалься ,Маша, мы тебе чем сможем поможем …

Дети:… -поможем!

Логопед: (детям):  Вы готовы помогать? (Да!)  Сможем мы гусей догнать? (Да!)  Маша желает нам доброго пути, и просит вас помогать всем, кто встретится на нашем пути

Прежде чем отправиться в путь мы проговорим чистоговорки ,каждое слово будем делить на слоги хлопками .Сначало произнесу я,а затем все вместе.

 

«Уть — Уть- Уть — отправляемся мы в путь!

 Да — да — да — трудно будет, не беда!

 Ой — ой — ой — Ванечку вернем домой!»

 

II. Логопед: отправляемся на поиски братца. Что за персонаж сказки встретился на нашем пути?

( дети подходят к доске с изображением яблони)

 2

Дети: Яблоня.

Логопед:  К персонажу сказки обратимся с лаской! Ребята, назовите яблоню ласково.

Дети: Яблонька

Логопед:  Ребята, яблонька просит вас стряхнуть яблоки.

Логопед:  Будем снимать аккуратно яблоки и считать их: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок .Смотрите одно яблоко упало, где оно лежит?

 Дети : Яблоко лежит под яблоней.

Логопед: Давайте будем яблоко передавать по кругу и говорить какое оно?

Дети:(яблоко круглое, яблоко красное, яблоко сочное, яблоко витаминное, яблоко полезное, яблоко сладкое)

Логопед: Ребята ,я хочу у вас спросить у вас есть родственники?

Дети : да

Логопед : Назовите своих родственников

Дети : мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя.

Логопед: А как вы думаете, у животных и птиц есть родственники?

Дети: ответы детей (дети называют родственников животных и птиц)

Логопед: Молодцы! Семья бывает не только у людей, животных и птиц, но также родственники есть и у слов и называются они родственные слова, это слова которые образованы от одного корня  и сейчас мы с вами назовём родственные слова к слову яблоко.

 3

Логопед: —  как будет называться варенье из яблок –(яблочное варенье)

                 —  как будет называться повидло из яблок –(яблочное повидло)

                 —  как будет называться сад,  в котором растут яблони –(яблоневый сад)

                —  как будет называться пирог,  приготовленный с яблоками –(яблочный пирог)

 

 Давайте посмотрим на картинки. Подходят ли они к тем словам, которые вы произнесли? (Яблочное варенье, повидло, яблоневый сад, яблочный пирог, …)

Логопед:  Все эти слова выросли из слова яблоко — поэтому все эти слова родственники

 

 

II.                Логопед:  Нам пора идти дальше. Что за персонаж сказки нам встретился?

4

Дети: Это печка!

Логопед:  Мимо путник не пройди!  Пирожок  прихвати!  С пылу, с жару вынимай!  С пирожком поиграй!     ЗАГАДКИ  (КАПУСТА, СОСУЛЬКА, СОБАКА, ЛИМОН)

  • Какой предмет лишний по количеству слогов в слове?
  • Какой предмет лишний по отношению (мой , моя)?
  • Какой предмет лишний по отношению одушевленный или неодушевлённый?
  • Какой предмет лишний по наличию звука «К» в слове.

5

IV. Физминутка:                  Пи-пи пирожок, поиграй со мной дружок. 

 

 

Шли с картошкой пирожки (ходьба на месте),

Шли с морошкой пирожки (прыжки),

Шли окрошка и гуляш (приседания),

Шли коржи (хлопки в ладоши)

 и шел грильяж (киваем головой)

Очень вкусная конфета (прыжки на одной ноге)

После сытного обеда (садимся на места).

Логопед:  Скажем печке спасибо. А нам пора в путь.

V. Логопед: Какой сказочный персонаж встретится  нам на пути,  отгадайте  загадку:

Летом бежит,
Зимой спит. Весна настала —
Опять побежала.
(Река)

6

Дети: Река

Логопед : Да это река .. Давайте сядем на бережок и отдохнём

Логопед:  Как вы думаете, почему речку в сказке  называютмолочной?  (Она из молока).   Что значит «кисельные берега»? ( Берега из киселя)

Сейчас будем проговаривать по очереди два слова: «кисель», «молоко». Будьте внимательны и запоминайте, кому какое слово достанется.

 

Дети делятся  на две команды.

Одна команда будет готовить молочные продукты, а вторая — варить кисель.

(На отдельном столе разложены картинки с изображением молочных продуктов и ягод. Дети, каждый в своей команде, выбирают нужные картинки. По окончании работы каждая команда показывает и рассказывает, что приготовили из молока и из чего сварили кисель)

 

VI. Логопед: Нам пора отправляться  дальше. За болотом стоит избушка на курьих ножках. Там живет баба Яга. Давайте подойдем поближе,  Дорожка до избушки непростая — то узкая, то широкая, то каменистая

7

Густой туман стелется под ногами, но я вам помогу, буду указывать путь при помощи знаков.

Логопед показывает детям поочередно и в разнобой знаки  с изображением узкой, широкой дороги и камней. Дети идут друг за другом, имитируя соответствующую ходьбу.  За болотом, погляди, домик бабы Яги! Спрячемся, присядем тут.

Логопед: Баба Яга   улетела  по делам, а Ване сказала сидеть за печкой и не выходить на улицу, но Ваня не послушал. Давайте Ваню  тихо позовем.
Дети:  Ваня! Ванюша!

 

 

VII. Дети берут Ваню.

Логопед:  Ванечка, за нас держись,  бежим!

Ребята, кто нам поможет от гусей-лебедей спрятаться? (Молочная река-кисельные берега.)

Речка – матушка спрячь нас (присели). Изобразим речку руками.

Логопед: Гуси-лебеди  пролетели мимо. Скажем речке спасибо.

 

VIII. Логопед: Кто дальше поможет?

Дети: ( Печка)

Логопед: Печка, матушка спрячь нас! (присели)

 Пальчиковая игра «В лес ходили  мы гулять»

Раз, два, три, четыре, пять.
В лес ходили мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И пирог с ней испекём!

Логопед: Гуси-лебеди  пролетели мимо.  Скажем печке  спасибо.

 

IX. Логопед:. А вот и яблоня. Яблоня, матушка, спрячь нас (Изображаем качающую ветками яблоню.)  Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Скажем яблоньке  спасибо, и возвращаемся домой.

X. Итог.

Логопед :  Маша!  Выручили мы братца твоего.

8

Давайте Маше расскажем,  кому  по пути  помогали, с кем играли, какими мы были   дружными и смелыми.

Ответы детей.

Логопед: Маша благодарит вас за то,  что вы выручили её братца.  Нашим героям  пора домой, а то скоро родители вернуться.

Логопед:  Если во время нашего путешествия вам  было легко справляться с трудностями,  поднимите весёлого смайлика, а если было сложно,  то поднимет грустного смайлика и, скажите, в чем вы затруднялись.

9 10
  1. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие» АЙРИС ПРЕСС,М.,2004.
  2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», С — П.,2003
  3. Т. А. Ткаченко Использование схем в составлении описательных рассказов — Дошкольное воспитание — 1990 — № 10 — с.16.
  4.  Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. — М.: 1981. С.345
  5.   Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. — М.: Эксмо, 2006 С. 346
  6. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова., Е.М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003