Автор: Антонова Лилия Закирьяевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории. lilyantonova@rambler.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15
« Дружная семейка, г. Белгород
Цель: закрепление представлений о зиме и ее приметах.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие длительного, плавного выдоха, тонкой и общей моторики, коррекция речи с движением; совершенствование слоговой структуры слова.
Коррекционно-образовательные задачи: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов и слов-действий).
Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Образовательные области: «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Оборудование: магнитная доска, ноутбук, предметные картинки по теме «Зима», музыкальный центр, запись концерта фа минор Антонио Вивальди «Зима», бутылочки с тертым пенопластом и соломинками по числу детей, карточки для игры «Третий лишний», подносы с манной крупой, клей-карандаш, карточки с силуэтами Снеговика.
Предварительная работа: прогулка в парк, наблюдение за изменениями в природе, пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро»; чтение стихотворений Некрасова «Мороз-воевода», А.С. Пушкина; чтение русских народных сказок «Два мороза» и «Морозко», рассказа К. Ушинского «Проказы старухи Зимы».
Используемая литература:
- Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И.Селиверстова. М., 1981.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2003.
Ход занятии:
Логопед. Ребята, жизнь современного человека невозможно представить себе без новостей. Поэтому я предлагаю начать наш день с просмотра утренних новостей. И новости наши необычные, и смотреть их мы будем в прямом эфире.
(Видеоролик)
Диктор. Доброе утро, дорогие телезрители! Посмотрите в окно. Природа спит, даже звуков никаких не слышно. Но русский народ всегда любил это время, когда много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. И еще есть такой смешной праздник, которому никто из иностранных гостей не может дать объяснение. Это Старый Новый год. Эти праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что же это за время?
Дети. (Зимние месяцы, зима).
Логопед. Ребята, подойдите к своим рабочим местам. У каждого из вас есть зашифрованное письмо. По первым звукам нарисованных картинок надо составить слово и записать на своих волшебных подносах с манной крупой.
(У каждого ребенка карточка с нарисованными на ней картинками: зонт, индюк, мальчик, апельсин).
Дети пишут слово ЗИМА на подносах с манкой.
Логопед. Правильно! А давайте выложим из «волшебных» фишек слово «ЗИМА».
(Детьми самостоятельно проводится звуковой анализ слова)
(Видеоролик)
Диктор. Умницы ребята, вы замечательно справились с заданием, и я приглашаю вас в Телецентр на программу 1 канала «Доброе утро». А проводит вас сюда наш друг и помощник. Ответить на вопрос, кто будет вашим проводником, поможет загадка:
«Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла» (Снеговик).
Логопед. Слышите? Кто-то стучит, смотрите, кто к нам в гости пожаловал? Здравствуй, Снеговик!
(Входит воспитатель в костюме Снеговика).
Снеговик. Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Вы готовы отправиться со мной в путь. Он предстоит нам нелегкий.
Перед нами снежные сугробы. Как нам пройти? (Их надо перепрыгнуть).
Снеговик. Это очень опасно перепрыгивать через сугробы, через них надо перешагивать.
«Перешагиваем сугробы». (Перешагивание через 4 бума — поочерёдно через каждый).
Так много снега вокруг. Давайте слепим большие снежные комья (имитируют лепку комков). Какие большие комья. Давайте их покатаем.(Дети делают вид, что катят снежный ком).
Упражнение «Бурелом» (Подлезание).
Упражнение «Обойдем гололед» (Хождение по дорожке).
Логопед вместе с детьми объясняют слова БУРЕЛОМ и ГОЛОЛЕД.
Логопед. Вот мы и пришли в Телецентр. И встречает нас сама Зимушка-Зима.
( Входит воспитатель в костюме Зимы)
Зима. Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-Зима. У нас в Телецентре организована «Школа Деда Мороза» и я приглашаю вас туда. Там вы узнаете много интересного и поделитесь знаниями с другими ребятами нашей страны. Вы же помните, что наша передача «Доброе утро» проходит в прямом эфире.
Я знаю, что вы очень любите подарки. И я тоже приготовила вам подарок . У меня есть волшебный снежок, который поможет вам в следующей игре.
Логопед. Упражнение «Назови действие» (со «снежком»)
Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мною словечко.
Зимой метель… (метёт).
Ветер в трубах… (завывает).
Снежинки… (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк… (воет).
Мороз щёки и нос… (щиплет).
Зимой вода в реке.… (замерзает).
Иней на ветках деревьев… (блестит).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
Под снегом травка зимой… (греется).
Зима. Молодцы, как много вы обо мне знаете. А знаете, без чего я к вам в гости не прихожу? Что бы вам было легче отвечать, у меня есть для вас картинки – подсказки.
(Воспитатель выставляет картинки на доску)
Логопед. Какую бабу слепили из снега?
Дети. Снежную.
Логопед. Как можно еще назвать снежную бабу?
Дети. Снеговик.
Логопед. Каким станет парк , если его занесет снегом?
Дети. Заснеженным.
Логопед. Как называется цветок, который первым появится весной?
Дети. Подснежник.
Логопед. Когда идет сильный снег, как мы его называем?
Дети. Снегопад.
Логопед. Кто приходит к нам в гости с Дедом Морозом.
Дети. Снегурочка.
Логопед. Послушайте это слова еще раз, и подумайте, от какого слова образовались слова: снежинка, Снеговик, Снегурочка, снегопад, подснежник.
Зима. Как много вы знаете, ребята. А вот Снеговик наш что-то совсем заскучал.
Снеговик. Я тоже хочу поиграть с вами. Зима, сейчас мы с ребятами расскажем о тебе. Друзья мои, давайте подберем слова о Зимушке-Зиме и ее приметах.
Зима (какая?)-…
Лед (какой?)… —
Снежинки (какие?)….-
Снег (какой?)….-
(Дети подирают слова-признаки).
Зима. Спасибо, ребята! Сколько вы хороших слов обо мне и моих друзьях сказали.
Снеговик. Я опять хочу играть.
Динамическая пауза. Упражнение «Снеговик»
(Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком. Два глаза, шляпа, нос, метла. Его улыбка так светла!Но солнце припечет слегка- Увы! – и нет снеговика. |
Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком. «Рисуют» руками большой круг. «Рисуют» снеговика из трех комков. Широко улыбаются, Показывают глаза, прикрывая голову ладошкой,дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу. Медленно приседают. Разводят руками. В.Егоров |
Зима. Ну что же, поиграли, пора и поработать.
Игра «Найди лишний».
Воспитатель раздает детям карточки. На каждой из них нарисованы 3 предмета, один из которых лишний (его необходимо закрыть снежинкой).
Логопед. Рассмотрите картинки у себя на карточке и закройте снежинками те картинки, которые не имеют отношения к Зиме.
Дети выполняют задание и по просьбе Зимушки-Зимы дают комментарии.
Зима. Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
Снеговик. Знаю, что вы любите отгадывать загадки.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает?
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (вьюга)
Зима. Правильно, это моя помощница, вьюга. А хотите, мы с вами тоже устроим небольшую вьюгу?
Логопед. Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в вертикальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, и плавно выдыхайте в бутылочку, не надувая щек.
Зима. Посмотрите, сколько снега намело. И из него мы можем слепить друзей для нашего Снеговика. Но сначала мы подготовим наши пальчики.
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Поочередно соединяем пальчики.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
Но где же снежинки? В ладошке вода. Сжимаем и разжимаем кулаки.
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи… Потряхиваем расслабленными
ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи. Растираем ладони
(Звучит запись концерта фа минор Антонио Вивальди «Зима». Дети выполняют аппликацию «Снеговик»)
Звонит мобильный телефон. Зима поднимает трубку.
Зима.— Здравствуй, Дедушка Мороз! Уже бегу! Только с ребятами попрощаюсь.
Зима. -Ребята, мне пора помогать Деду Морозу деревья в лесу снегом одевать. До свиданья, друзья! (уходит)
Логопед. Ну что же, ребята время новостей закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.
Снеговик. Зима очень спешила и позабыла свою корзинку. Давайте посмотрим, что в ней? Да здесь снежинки. Но все они разные: веселые и грустные. Я предлагаю вам выбрать ту снежинку, которая соответствует вашему настроению. У кого хорошее настроение, поднимите снежинки, которые улыбаются.
Как хорошо, что у нас всех хорошее настроение.
Ой, что –то я стал подтаивать. Пора мне уходить.
Логопед. Вот мы и пришли в детский сад. Я думаю, что наше путешествие в Телецентр запомниться вам, а как думаете вы?
Спасибо! Мне очень понравилось с вами путешествовать.