Семинар-практикум для педагогов «Игровые технологии для развития мелкой моторики дошкольников с речевыми нарушениями»

Малюк Вероника Михайловна, учитель-логопед 1 категории
г.Вязьма Смоленской области, СОГБОУ «Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательнаяначальная  школа – детский сад «Сказка»

Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, а тем самым – речевую активность, умственные способности, психические процессы.

Еще в середине XX в. было  установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Если движения соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающемуся ребенку в доречевом периоде не помешает массаж рук. Пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.

Не стоит забывать, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать внимание только на одной руке. Действия одной рукой допустимы лишь для маленьких детей, не умеющих внимательно следить сразу за двумя руками.

Задачи игровой технологии:

— формировать умение передвигать пальчики по обозначенным контурам;

— комбинировать движения пальцев;

— развивать их подвижность и умение передвигать пальцы по заданному маршруту;

— подвижность мелкой моторики к письму.

         Правила работы с игровой технологией:

— пальцы обеих рук следует нагружать равномерно;

— после каждого упражнения пальцы нужно расслаблять (например, трясти кистями);

— поскольку пальчиковая гимнастика воздействует комплексно, она должна использоваться во всех видах непосредственно образовательной деятельности.

         При разучивании игровых упражнений для пальцев соблюдается такая последовательность: объяснение, разминка, поэтапное заучивание. Нужно обязательно рассказать ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует пальцы размять, сгибая и разгибая их. Для этой цели подойдет простая игра «Тучка и солнышко». Затем показать основные фигуры и приступать к выполнению упражнений.

  1. Упражнения с использованием «пальчиковых дорожек».
  2. «Пальчики-солдатики»

Дети «шагают» пальчиками, считая: «раз-два, раз-два».

По дорожке мы идем,

Никогда не устаем.

Раз-два, раз-два,

Нам шагать уже пора.

Пальчики нужно менять, пробуя различные варианты.

  • «Догонялки»

Используются дорожки с плоскостными фигурами, например, наклеенными цветными прямоугольниками.

Это упражнение выполняют под счет: «Раз-два-три» или под слова:

Убегу, убегу,

Убегу, убегу.

Догоню, догоню,

Догоню, догоню.

  • «Рубим дрова»

Используются дорожки с плоскостными фигурами, например, наклеенными цветными прямоугольниками.

Дети «шагают» указательным и безымянным пальцами, а средний ставят на дорожку ребром.

Чтобы печку истопить,

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки –

Пусть тепло будет детишкам.

Это упражнение можно выполнять другими тремя пальчиками.

  • «Помощник»

Используются объемные дорожки, например, бусинки.

Дети «шагают» пальцами по бусинкам под счет: «Раз-два, раз-два» или под стихи, когда движения будут уверенными.

Я по камешкам иду,

К мамочке шагаю.

Никогда не упаду,

Точно попадаю.

  • «Пальцеход»

На плотный материал (ковролин, драп) нашиваются 16 пуговиц – по 8 в два ряда. Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходим к двум первым пуговицам.

Цапля ходит по болоту

На прогулку, на работу –

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

  • Упражнения с использованием Су Джок массажеров.

В логопедической работе приемы Су Джок терапии активно используют при различных речевых нарушениях для развития мелкой моторики, познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

         Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективный способ их стимуляции – массаж специальным шариком, которым можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони, прокатывая его. В результате у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшается мелкая моторика и чувствительность конечностей.

         Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируется каждый палец до покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шариков – «ежиков» с колечками – детям массируют пальцы и ладони, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук. Все это способствует развитию речи.

         Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал:

«Мячик-ежик»

Я мячом круги катаю,                               между ладоней

Взад-вперед его гоняю.                             смена рук

Им поглажу я ладошку,                            соответственно

Будто я сметаю крошку.                            смена рук

И сожму его немножко,                             соответственно

Как сжимает лапу кошка.                          смена рук

Каждым пальцем мяч прижму                  соответственно

И другой рукой начну.                              смена рук

А теперь последний трюк:                         переброс мяча из руки в руку

Мяч летает между рук.

«Капуста»

Мы капустку рубим, рубим,                дети ребром ладони стучат по шарику

Мы капустку солим, солим                  подушечками пальцев трогают шарик

Мы капустку трем, трем                     потирают ладошки о шарик

Мы капустку жмем, жмем                   сжимают шарик в кулачке

«Помощники»

Вот помощники мои                    показывают пальцы правой (левой) руки

Их, как хочешь, поверни

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.       шариком проводят по правой (левой) руке

         При массаже пальцев эластичным кольцом дети поочередно надевают его на каждый палец сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение:

Раз-два-три-четыре-пять –           разгибают пальцы по одному.

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

         Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику, можно осуществлять автоматизацию поставленного звука в речи. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст.

Су Джок шарики также можно использовать при:

— совершенствовании лексико-грамматических категорий (упр. «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот» — логопед катит шарик по столу, называя слово, ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя ответ);

— проведении звукового анализа слов, используя шарики трех цветов: красный, синий и зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.

— совершенствовании навыков употребления предлогов: по инструкции логопеда ребенок кладет красный шарик в коробку, синий – под коробку, зеленый – около коробки.

— слогового анализа слов (упр. «Раздели слова на слоги» — ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов)

         Применение Су Джок массажеров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

  • Упражнения с различными предметами, которые почти всегда есть в обиходе.

Упр. с прищепками

Берутся бельевые прищепки и прищемляются ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. (Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе!)

Левая рука

5             4              3         2

Вот  проснулся, встал гусенок,

2               3          4           5

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

  5          4            3         2

-Дай, хозяйка, корма мне

  2            3     4        5

Раньше, чем моей родне!

 Упр. с эспандерами

Берется кистевой эспандер (резиновое кольцо или любой другой эспандер, который ребенок может сжать). Сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмет,

Каждый мне привет пошлет!

Упр. со стопором

Нажимаем пальцем (кроме большого) на стопор (фурнитура) или любую кнопку. Нажим – на каждый ударный слог стиха. После двустишия – смена рук.

  2          3             4          5

Шел мишутка – топ да топ –

   5            4             3          2

Вдоль звериных тайных троп,

Смена рук

 2       3        4           5

Но устал и сел на пень

 5   4          3           2

И ему подняться лень.

Упр. «Горошки»

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошинка берется на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук). Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов.

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

Упр. с пробками

Берутся пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваются, как обувь, на указательные и средние пальцы. Пальцы «идут», как ножки, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

Смена рук

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

Смена рук

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Смена рук

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Упр. с «китайскими шариками»

Берется пара каучуковых мячиков, кладутся в одну руку и, без помощи второй руки, обводим один мяч вокруг второго. (Внимание! Мячи должны быть по размеру руки ребенка, а не родителя!). После двустишия – смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Смена рук

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

Упр. с веревкой «Узловка»

Берется веревка диаметром 4-6 мм и завязывается на ней 4-8 узлов. Подвешивается вертикально. Ребенок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше.

Лезет, лезет альпинист –

В этом деле он артист.

По скале и по веревке

Он наверх залезет ловко!

Упр. с четками

Покупаем четки или делаем им сами из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку и откладывает бусину (но не как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1, 2 и 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.

Четки мы перебираем,

Все на свете мы считаем.

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

И гордится голова:

У нее-то глаза два!

Мы пускаем пузыри:

Раз пузырь и два, и три.

Мы считаем дырки в сыре:

Раз и два, и три, четыре.

Будем пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Эта ручка посчитала,

Смена рук

А другая – все сначала:

И заходит только раз

Целый вечер солнца глаз,

И гордится голова –

У нее и уха два.

И на ветках – снегири:

Раз снегирь и два, и три.

И изюминки в пломбире:

Раз и два, и три, четыре.

И утят считает мать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Упр. с бусами

Понадобятся бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина – большего размера или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Центральная бусина

Встретились – и разбежались они.

Быстро бежали – поди догони!

Не догонишь!

Упр. со счетными палочками

Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательных  к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строчку – по одной палочке.

Очень длинный клюв у цапли,               2-2

Вы длинней найдете вряд ли.                 3-3

Клювом меряться пришли                     4-4

Аисты и журавли.                                   5-5

Упр. с носовым платком

Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать ребенку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и два платка руками (Внимание! Платки должны быть детскими, маленькими).

У меня живет проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало  у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Упр. со спичками «Колодец»

Складываем спички в форме колодца. На каждую строчку выкладываем по одной спичке (а если ребенок успевает, то и по две).

А из нашего колодца

Никогда вода не льется.

Нет ни кранов и ни труб –

Мы кладем из спичек сруб!

Очень-очень аккуратно

Мы кладем и, вероятно, —

Со стараньем возведен –

В мире лучшим будет он!

Ровно-ровно, спичку к спичке,

Пусть совсем не для водички,

Понимаем я и ты:

Строим мы для красоты!

Упр. с пульками

Катание пульки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую                       1-2

Каждому пальчику я нарисую.                    1-3

Пальчики, как озорные мальчишки, —         1-4

Целых четыре веселых братишки.               1-5

Смена рук

Пятый братишка – на голову ниже,             1-2

Только умишком и он не обижен.                1-3

Даже такое порою бывает:                            1-4

Маленький всем четверым помогает!           1-5

Упр. с горохом и фасолью

Делаем «сухой бассейн» с горохом и фасолью. В пластмассовые ведра насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение.

Горох.

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль.

(на дне «бассейна» прячем игрушки из киндерсюрпризов)

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Таким образом, использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук способствует:

— улучшению произношения звуков, более активному и прочному усвоению лексики;

— дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов;

— руки подготавливаются к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу;

— развиваются внимание, терпение, самоконтроль, фантазия;

— проявляются творческие способности;

— осваиваются начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

— воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.

Литература.
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Учеб.-метод. пособие. Ростов, 2009

2. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М., 2011
3. Горбунова И.В., Иваненко И.В. Су Джок массажёры в логопедической работе. Логопед.№2 2014

4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей. СПб., 2007

5. Новоковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения.СПб.,2002

6. Пак Чже Ву. Вопросы теории и практики Су джок терапии. Серия книг по Су Джок  терапии. М., 2009

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР – 3 УРОВНЯ ФОРИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

МБДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад №150  «Юбилейный», Учитель – логопед  Аверичева С. А.

Коррекционно-образовательные задачи:

-совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных);

— активизировать и расширять словарь по теме «Дикие животные»;

— стимулировать речевую активность детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать связную речь;

— совершенствовать навыки звукового анализа слов;

— дифференцировать свистящие звуки;

— развивать мелкую моторику;

— развивать ориентировку в пространстве;

— развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

ноутбук, проектор, магнитная доска, карточки с изображением диких животных наших лесов и их детёнышей, простые карандаши, шишки, корзинка, карточки с контурным изображениями  диких животных, мяч, схемы для составления описательного рассказа.

  1. Организационный момент. Дети входят в группу. Здороваются с гостями.

— Посмотрите, у нас новая картина. \обращаю внимание на коллаж \

— Скажите, что вы видите на картине?

— Кого вы видите на картине?

— Это какие животные? \дикие, лесные \

— Где живут дикие животные? \в лесу \

— А как вы думаете, зверям хорошо в лесу жить? \ответы детей \

— Хотите узнать, где живут дикие животные зимой?

 Дети присаживаются за столы. На экране появляется зимний пейзаж.

  1. У диких животных, как и у нас есть свои домики. Посмотрите . \на экране появляется берлога /

— Это что? Это берлога.

— А кто живет в ней, узнаем, отгадав загадку:

бурый, неуклюжий, косолапый кто? \медведь \ появляется на экране медведь в берлоге \

— Берлога чья? Медвежья.

\На экране дупло \

— Это что? Это дупло.

А в нем живёт рыжая, проворная, запасливая кто? \белка \ \на экране появляется белка в дупле \  Дупло чье? Беличье.

\На экране логово \

— А это что? Это логово.

— — А кто живет в нём, узнаем, отгадав загадку:

злой, голодный серый кто? \волк \ \на экране появляется волк в логове \

\На экране нора \

— Это что? Это нора. А в норе живёт хитрая, рыжая, пушистая кто? \лиса \ \на экране появляется лиса в норе \ Нора чья? Лисья.

Скажите, а у каких зверей нет домика? \у зайца, у ежа \

— Где живёт заяц?

-Под кустом.

— Где живёт ёж?

— Под кучей листвы.

  1. Наши животные приготовили нам задания. Посмотрите от кого задание? От медведя.

-А как вы догадались? \на конверте нарисована медвежья голова \

Медведь просит прохлопать его любимое стихотворение. Хлопать нужно на каждое слово и на большое, и на маленькое. Сначала похлопают девочки, потом мальчики.

— Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

А под ёлкой спит медведь,

Тише, тише… Не шуметь.

  1. От кого это задание? От белки.

— А как вы узнали? \на конверте нарисован беличий хвост \

Белка просит назвать – белка какая? \рыжая, быстрая, запасливая, проворная, лесная, пушистая, осторожная \

Белке понравились ваши слова и она подарила нам шишки. \корзинка с шишками \

— Возьмите из корзинки по одной шишке, положите шишки между ладоней \пальчиковая гимнастика \ мы поиграем \ \дети прокатывают шишки между ладонями. Двигают шишку от кончиков пальцев по ладоням. Зажимают шишку то в правой, то в левой руке \

  1. От кого следующее задание? От волка. \на конверте нарисована волчья голова \Волк просит обвести карандашом то животное, которое находится справа от зайца, слева от белки \развитие мелкой моторики \
  2. От кого это задание? От лисы. Как догадались? \нарисована волчья голова \ Лиса хитрая и приготовила трудное задание. На доске картинки, назовите их.

Игра «Четвёртый лишний» \домашние – дикие животные \ \части тела животных – дикое животное \

  1. Физминутка \с мячом \

Игра «Один-много»

Один медведь — много медведей

Один барсук – много барсуков

Один волк – много волков

Одна белка – много белок

Один лось – много лосей

Один заяц – много зайцев

Один ёж – много ежей

Одна лиса – много лис

  1. Дети подходят к столу. На столах перепутаны мамы и их детёныши.

Дидактическое упражнение «У кого кто?»

У лисицы – лисята

У волчицы  волчата

У медведицы – медвежата

У бельчихи – бельчата

У зайчихи – зайчата

У ежихи – ежата

У бобрихи – бобрята

У лосихи – лосята

  1. Составление описательного рассказа с опорой на схемы.
  2. Итог занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Пальчиковая раскраска»

Учитель – логопед Лопацкая Е.С.
МАОУ «Центр диагностики и консультирования», г.Кунгур.

Дидактическая игра «Пальчиковая раскраска» самодельная игра, в изготовлении которой могут принять участие дети. Представляет из себя: набор «красок» — двухсторонняя цветная бумага, изорванная на мелкие кусочки. Как раз для её изготовления могут быть привлечены дети. Листы картона можно цветного с силуэтными рисунками.
Цель: Развитие пальчиковой моторики. Это главная цель, но еще можно ставить дополнительные, например: учить различать цвета, различать форму, тогда надо учесть это в силуэтных рисунках, автоматизировать изучаемые звуки в назывании цветов и развитие фонематического слуха. «Назови, такой цвет, в названии которого есть звук Л (белый, голубой, салатовый или используй такой цвет, в названии которого есть звук Р (розовый, черный, красный). Еще одна из предполагаемых целей, если у ребенка заниженная самооценка, то с помощью продукта этой деятельности вы можете помочь увидеть ребенку, что у него получается изготовить красивую аппликацию, а также можно предложить, эту работу оставить на выставку в кабинете, либо другую выставку.
Ход игры: Ребенку предлагаются краски (разложенные в углубления кусочки рваной бумаги). Ребенок располагает бумагу на силуэте. Можно наклеивать, а можно просто накладывать, заполняя силуэт цветом. К праздникам можно использовать тематические силуэты рисунков. К Новому году – ёлки, снеговики, ёлочные игрушки. Впоследствии, если использовали клей, то получившуюся обрывную аппликацию можно отправить на творческий конкурс.
Данную игру можно использовать как часть логопедического занятия и как самостоятельную игровую деятельность. В моей практике игра пользовалась активным интересом со стороны детей. Игру можно использовать с детьми с 4-7 лет, но для детей 6 -7 лет усложнять силуэтные рисунки, мелкими деталями и увеличить количество цветов, добавить полутона.

 

Безымянный

Занятие по теме «Составление творческого рассказа с использованием опорных картинок» в подготовительной к школе группе.

Автор: Османова Лала Нусрадовна, учитель-логопедь ГБОУ г. Москвы «Школа № 2116 «Зябликово» ДО «Улыбка».

«Скачать презентацию «Развитие связной речи»

Конспект открытого логопедического занятия для учащихся с ОНР средней степени 6 класса школы VIII вида

Автор: Ростовская Татьяна Викторовна, учитель-логопед школы №7 VIII вида г.Воркуты

 

Тема занятия: «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Тип занятия: закрепление.

Лексическая тема: « Путешествие в весенний лес».

Цель занятия: учить правильному и точному выбору прилагательных во множественном числе при работе над описанием весеннего леса.

Задачи занятия:

1. Образовательные.

-совершенствовать умение склонять  имена прилагательные во множественном числе, определять их падеж, правильно писать окончания

2.Коррекционно – развивающие.

-развивать речевые умения, практические умения употребления имен прилагательных во множественном числе в речи ,память, мыслительные операции(аналогию ,обобщение ),коммуникативные способности ,познавательный интерес ,орфографическую зоркость.

3.Воспитательные.

-воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности  и к живой природе.

-умению общаться друг с другом.

Оснащение занятия:

Карточки для  речевой  разминки, карточки- словосочетания ,памятки с правилами ,разрезные картинки-пазлы  ,готовые таблицы для самостоятельной работы, коврик «проталины», аромалампа,  украшения «цветы», перфоконверты, сюрпризы.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Подготовительный этап.

Цель: приветствие  , положительный настрой на занятие, подготовка к речевой разминке.

— Здравствуйте  ребята, здравствуйте гости! Сегодня замечательный день, весенний день !на улице:

светит……—..солнце

щебечут..птицы

капают..сосульки

тает..-..снег

природа просыпается!

-Пусть ваше настроение будет таким же живым и радостным ,как наш пейзаж за окном!

-Вы знаете ,что на логопедическом занятие ,мы учимся и  стараемся говорить-четко ,громко и полными фразами.

2.Речевая гимнастика.

Цель: активизация мышц артикуляционного аппарата,  составление из слогов слов и словосочетаний.

 

-Прочтем  слоги.

1.сел,ел, ес, лес

(отдельно,на одном дыхании,под ударением).

2.вес,сен,ни,ний.

-Назовите в первом ряду слово –предмет.

-Составьте слово из слогов.

-Какое словосочетание у нас получится

Ответы детей: (Читают данные слоги).

-Лес

-Весенний

-Весенний лес.

3.Постанока  целей и темы занятия.

-Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в весенний лес ,повторим приметы весны, вспомним часть речи «прилагательное».

 

Основная часть

-Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в весенний лес ,повторим приметы весны, вспомним часть речи «прилагательное».

Повторение пройденного материала.   -задание: Ребята  во время просмотра, будьте внимательны ,и обратите внимание ,на признаки весны ,которые встретятся вам во время просмотра видеоролика.

-Готовы,смотрим.(просмотр видеоролика «Весенний лес».)

 Просмотр видеоролика.

-сейчас все внимание на доску ,здесь записаны

слова-предметы.(сосульки,проталины,ручьи,листья,цветы,грибы,ягоды,птицы,животные).Все ли эти слова встретились вам во время видео-экскурсии?

-В каком числе выражены слова?(Во множественном, дети по очереди стирают с доски лишние слова.)

-Какую часть речи мы изучали на прошлом занятие?(имя прилагательное)

 

-Кто скажет определение имени прилагательного?( Имя прилагательное –это часть речи которая обозначает признак придмета и отвечает на воросы:  какой ?какая? какое?какие?)

 

-Давайте сегодня продолжим тренироваться в склонении прилагательного во множественном числе.

-Что значит склонение?( Изменение по падежам. )

Давайте вспомним  на какие вопросы отвечает прилагательное во множественном числе.( Дети повторяют вопросы.)

2.Работа у доски. -Подберем к данным словам- предметам,слова признаки.(уч-ся предлагается выбрать из набора слов подходящее по смыслу,и составить словосочетание).

Слова:первые,большие,звонкие,перелетные. Уч-ся работают у доски.(подбирают слова и читают словосочетания).

3.Складывают разрезную картинку (Уч-ся собирают пазлы.)

4.Письменная работа.

Вид работы :таблица.

Цель: Закрепить навык склонение прилагательного.

-Сейчас нам предстоит ,письменное задание ,но начало выполним практическую работу.

Задание : надо собрать картинку с весенним пейзажем ,где вы сможете увидеть природу  весной ,а самое главное вы разработайте кисти рук и пальцы ,и подготовите руки к письму.

-Что интересного вы увидели ?Какие признаки весны на картинке?

Далее дети выполняют работу в таблице,на три словосочетания,один уч-ся работает у доски ,все участвуют в обсуждениях.

Вывод: назовите окончания прилагательных. Уч-ся собирают пазлы.

Ответы дете

Уч-ся повторяют окончани прилагательных и закрепляют знания .

5.Динамическая пауза.

Цель: снятие мышечного напряжения ,предупреждение усталости уч-ся.

-Мы много работали,поэтому надо отдохнуть и совершить прогулку по весеннему лесу.

1.Зрительная гимнастика.

-Весной просыпается природа, возвращаются птицы ,а как вы думаете ,кто в живой природе еще просыпается?( Первые насекомые.) -Давайте последим за ними.

(видео-анимация «насекомые»).

Дети следят  глазами  за бабочками.

2.Физ.минутка.(на полу лежит «коврик-проталины»).

-Пройдем друг за другом, наступая на каждую  проталину, не толкаемся п.ч. кругом снег, лужи,  ручьи, болота и сугробы. Кто прошел по проталинам, остановитесь и сделайте глубокий вдох, будем вдыхать свежий весенний воздух.( Дети выполняют задания по инструкции логопеда.)

3.Дыхательная гимнастика.

-Почувствуйте какой приятный аромат ,делаем вдох ,выдох ,закройте глаза и наполняйтесь свежестью первых цветов.

(Дети выполняют задания по инструкции логопеда.)

Задание на внимание. Словарная работа.

-Откроем глаза, сосредоточимся и посмотрим вокруг.

Задание: каждому нужно найти в классе первый цветок.

(  Дети ищут в классе цветы.)

-Ребята садимся на свои места и запишем название этих цветов

(мать и мачеха ,первоцвет).

. Записывают в тетрадь название этих цветов ,произносят.

Какие первые цветы вы еще знаете?

-Запомните эти названия первых цветов, они открывают весну.

Пожалуйста  подберите к данным цветам слова признаки

Заключительная часть.

-Мы хорошо отдохнули,  и далее вернемся к нашей теме занятия и выполним  индивидуальное задание  ,где вы сможете оценить себя и свои знания.

-Перед вами билеты-лепестки  с заданием ,я попрошу каждого вытянуть свой билет и сесть на свои места.(логопед раздает перфоконверты и обьясняет задание).

Словосочетания:

Густыелеса

Высокиегоры

Березовыерощи

Лесныетропы

(Дети вытягивают билеты и выполняют индивидуальную(проверочную) работу.По окончанию работы ,уч-ся сами себя проверяют и оценивают.)

-Ребята в заключение нашего занятия хочется подвести итог.

-Какую часть речи мы сегодня повторили на занятии?(имя прилагательное).

-Как по  другому называется изменение частей речи по падежам?(склонение по падежам).

-Какие падежи существуют в русском языке?

-Какую часть речи и в каком числе мы склоняли?

-Назовите  вопросы на которые отвечают имена прилагательные во множественном числе?

-Как вы себя оцениваете?(ответы детей)

— Вы все молодцы!!! Мне хочется завершить наше занятие  таким стихотворением:

Я  ЗНАЮ ЧТО ЭТОТ УРОК ПОРАДОВАЛ ВСЕХ

И КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ОЩУТИЛ СВОЙ УСПЕХ!!!Спасибо! Наше занятие подошло к концу.

Игра «Умная дорожка» (многофункциональная)

Автор — Пахтусова Марина Николаевна, учитель — логопед МБОУ «Урдомская Основная Общеобразовательная школа»  структурное подразделение  детский сад « Малышок», пгт. Урдома, Архангельская область.

 

Уважаемые учителя-логопеды ДОУ. Предлагаю вашему вниманию пособие   «Умная дорожка». С помощью этой дорожки можно закреплять знания о цвете, цифрах, счёте и главное-о звуках. Длина её от дверей и до места (стола), за которым мы занимаемся. Возле цифр 2! и 5!прикреплены восклицательные знаки для того, чтобы дети были внимательны при ответах и не делали ошибок. Обычно на этих цифрах дети ошибаются в проговаривании окончаний. Цифры сделаны из самоклеющей бумаги. Размер их: 20 на 15. Перед цифрой 1- стартовая полоска, за которую встаёт ребёнок.

Все эти задания-упражнения, представленные ниже,  можно проводить  в любой части непосредственно — образовательной деятельности.

Буду рада, если моя задумка кому-то  поможет в работе!

 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Главная цель закрепление поставленного звука  изолированно,  в словах, в словосочетаниях.                                            

           1.Пробеги по дорожке , напевая песенку:

Цели игры:

1.Закрепить произношение изолированного звука.

2.Следить за выполнением правильного диафрагмального дыхания.

Песенки можно придумать на любой звук. Например:

Песенка  Жука – «Ж»             Песенка Ветра — «Ш»

Песенка  Водички — «С»         Песенка самолёта – «Л»…и т.д.

 

Детям нравится, когда они эти песенки поют вместе с игрушками (жучком — «Ж», самолётиком- «Л», вертолётом- «Р», комаром , мухой–«З»,

с зелёными султанчиками — листочками, змейкой — «Ш» и так далее).

2

2.Придумай слово, в названии которого есть заданный звук в начале, в середине или в конце слова и посчитай до заданной цифры.

Цели игры:

1.Закреплять поставленный звук в слове.

2.Продолжать развивать фонематический слух.

3.Упражнять в  звуковом  анализе  слова.

4.Закреплять счёт в прямом и обратном порядке, согласовывая существительное с числительным в заданном роде и падеже.

5.Развивать творческие способности детей.

Обычно  дети ошибаются в произношении окончаний на цифрах 2и 5. В помощь им я прикрепила восклицательные знаки рядом возле этих цифр. Это  значит –« ВНИМАНИЕ! ПОДУМАЙ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО

Если ребёнок проговаривает окончания с ошибками, то помогаю ему вопросами.

Например: нужно было придумать слово со звуком «Л» в конце слова. Ребёнок придумал слово СТУЛ. Его задача — посчитать стулья до цифры 6.

Дети могут ошибаться и начать считать так — один стул, два стул, три стул, четыре стул и т.д. Если они делают ошибки, я им помогаю вопросами.

-Один что? — Стул.

-Два чего?- Стула.

-Три чего?- Стула и т.д.

Обязательно привожу собственные примеры с ошибками и без, чтобы дети могли исправить и мои ошибки, и закрепить правильное произношение  окончаний в словах.

3. Игра «Глухой-звонкий»

Цели игры:

1.Закреплять произношение изолированного  звука.

2.Развивать фонематическое восприятие.

3.Упражнять в звуковом анализе слова.

4.Дифференцировать парные звонкие-глухие согласные.

4.Развивать силу голоса.

5.Развивать воображение, мышление, творческую активность.

Эта игра особенно полезна для тех детей, которые оглушают звонкие звуки.  После закрепления знаний о глухих и звонких звуках, можно дать следующие задания:

-Пройди по дорожке. Наступая на каждую цифру, произноси песенку  Водички –«С-С-С-С-С», а теперь обратно, включая голос, пропой песенку Комара – «З-З-З-З-З-З»..и так далее со всеми нужными звуками.

Внимание! На каждую цифру один  короткий звук!

  • Песенка Водички -«С» — Песенка Комара-«З».
  • Песенка Ветра, Змеи, Гуся, Шин-«Ш» — Песенка Жука, Мухи, Пчелы –«Ж».
  • Песенка маленького Паровозика-«П» -Песенка огромного Паровоза –«Б»-звук от выходящего пара из трубы.
  • Песенка ласковой Волны — «Ф»- Песенка холодной Вьюги-«В».
  • Песенка маленькой Капельки — «К» — Песенка большого шагающего Слона – «Г».
  • Песенка пробегающей по травке маленькой Мышки – «Т» -Песенка Дятла –«Д».Можно придумать свои песенки.

3
4

4.Отгадай загадкуи выполни задание.

Цели игры:

1.Закреплять поставленный звук в слове, согласовывая существительное с числительным.

2.Развивать логическое мышление.

3.Упражнять в звуковом анализе слова.

Ребёнку предлагается отгадать загадку и назвать первый звук в слове-отгадке. Придумываю слово с заданным звуком  и  предлагаю ребёнку-логопату посчитать до определённой цифры это слово-предмет.

Если ребёнок быстро отгадывает загадку и называет первый звук, то придумать слово с заданным звуком предлагаю ему самому. Чаще всего так и бывает.

5.Закрепление звука во фразе.

Цели игры:

1.Закреплять поставленный звук во фразе.

2.Учить согласовывать имя существительное женского, мужского и среднего рода с именем прилагательным.

После того, как ребёнок вошёл в кабинет, показываю ребёнку картинку (она у меня приготовлена в кармашке на дверях). У меня их три. Над кармашками прикреплены слова ОН, ОНА, ОНО. Вставляю картинки разные по: форме, цвету, размеру и так далее. Но! В существительном и прилагательном должен быть закрепляемый звук.

Например: звук «Л».  Выбираю нужную картинку — жёлтое солнышко, спрашиваю:

5

— Это что?

-Ответ ребёнка – солнце, солнышко.

-Какого цвета солнышко?

-Ответ ребёнка – жёлтого.

— Солнышко какое?

-Ответ ребёнка – жёлтое.

Или со звуком «С»-высокий стул. Со звуком «Р»-красное ведро.
 6  7

 

Со звуком «Ш»- пушистая кошка Со звуком «Ль»-зелёные листья
 8  9

Предлагаю посчитать получившееся словосочетание  до трёх, четырёх, пяти и так далее, проходя до места, где мы занимаемся с ребёнком

6.Разноцветные цифры

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Цели игры:                          

1. Закрепить звук в словах.

2. Закрепить  название цвета.

3.Закрепить названия цифр.

4. Учить ориентироваться в пространстве, закрепляя понятия: далеко, близко, справа, слева, между, перед, за.

Задания можно дать следующие:

  • Найти цифру(ы), в названии которой(ых) есть звук «Ш», «Рь», «Ч», «Сь» и другие звуки.
  • Найди и назови цифры определённого  цвета.

·    Ребёнок встаёт на заданную цифру. Задаю вопрос: «Какая цифра находится перед тобой, какая за тобой?» Предлагаю ребёнку сойти с заданной цифры. Спрашиваю: « А какая была между ними? На какой цифре ты стоял?

В проговаривании слов, цифр должен быть закрепляемый звук.

Закрепление цвета на цифрах беру в зависимости от диагноза.

11

По тропинке к сказке

Автор —  Омельченко Наталья Николаевна, учитель-логопед МБДОУ  Белоярский детский сад «Огонёк»,  с.Белый Яр, Республика Хакасия.

 

Цель :

 Развитие речи детей, используя методы   опосредованного   воздействия.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

               1. Научить:

— Подбирать однокоренные слова к существительным (слова – родственники);

— Понимать и уметь объяснять фразеологизмы «молочная река,

кисельные берега».

               2. Закрепить умения:

     — употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, именительного падежа;

     — согласовывать местоимения (мой, моя) с существительными;

     — определять одушевленный и неодушевленный предмет;

     — определять наличие звука в слове;

     — согласовывать прилагательное с существительным;

     — автоматизировать  звуки  в  речи при помощи  чистоговорок;

    — соотносить числительное с существительным;

     — делить слова на слоги.

II. Коррекционно-развивающие :

               1. Развивать:

    — фонематический слух;

    — зрительное и слуховое восприятие;

    —  чувство ритма, умение согласовывать слово и движение;

      — психические процессы: внимание, воображение, логическое мышление;

                        — мелкую, общую моторику;

      — речевую активность.

III.Коррекционно-воспитательные:

               1. Формировать:

     — любовь к художественной литературе;

     —  умение работать в коллективе;

     — согласовывая действия;

                      — добиваться поставленной цели.

               2. Воспитывать:

     — чувство товарищества;

                       — желание узнавать новое и интересное;

   — навыки вежливого общения

Интеграция:«Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

 

Материал и оборудование:

— сюжет сказки «гуси –лебеди»

  — персонажи сказки: маша, ваня, яблоня, печка, «молочная река», избушка.

  — предметные  картинки: корзина, пирожок,  шесть яблок, яблочный пирог, яблоневый сад, яблочное варенье, яблочное  повидло, капуста, сосулька, собака, лимон, сыр,сметана, йогурт, смородина, малина, клубника

  — знаки: камень, широкая и узкая дорожка,

  — смайлики весёлые и грустные на каждого ребёнка

  —  dvd проигрыватель, фонограмма  музыки из сказки. «Три орешка для Золушки»

 

 

 

I.                   Организационный момент:

 

            Упражнение – приветствие «Здравствуйте!»:

                                  Ручки, ручки, просыпайтесь – здравствуйте !

                                  Пальчики сердитые – здравствуйте!

                                  И ладошки, наши крошки – здравствуйте!

                                  Разбудите наши рожки – здравствуйте!

                                  И притопы, и пружинки – здравствуйте!

                                  Глазки, ушки, носик, ротик – здравствуйте!

                                  И улыбки, и улыбки – здравствуйте!

                                  Все друг другу улыбнулись – здравствуйте!

                                  И лукаво подмигнули – здравствуйте!

                                                                

 

Логопед: Мчится, мчится чрез равнины Караван гусей крикливых!

Кто-то плачет, ой, слез море!  Видно, приключилось горе!

Ребята, Маша  рассказала мне ,что она не уследила за братцем ! Посадила его на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили братца и унесли его на крыльях. Гуси-лебеди опять, видно, стали баловать!

 1

Логопед:  Вы узнали, что за сказка встретилась нам сегодня?
Дети:  Это сказка «Гуси-лебеди»!
Логопед: (обращается к Маше):  Не печалься ,Маша, мы тебе чем сможем поможем …

Дети:… -поможем!

Логопед: (детям):  Вы готовы помогать? (Да!)  Сможем мы гусей догнать? (Да!)  Маша желает нам доброго пути, и просит вас помогать всем, кто встретится на нашем пути

Прежде чем отправиться в путь мы проговорим чистоговорки ,каждое слово будем делить на слоги хлопками .Сначало произнесу я,а затем все вместе.

 

«Уть — Уть- Уть — отправляемся мы в путь!

 Да — да — да — трудно будет, не беда!

 Ой — ой — ой — Ванечку вернем домой!»

 

II. Логопед: отправляемся на поиски братца. Что за персонаж сказки встретился на нашем пути?

( дети подходят к доске с изображением яблони)

 2

Дети: Яблоня.

Логопед:  К персонажу сказки обратимся с лаской! Ребята, назовите яблоню ласково.

Дети: Яблонька

Логопед:  Ребята, яблонька просит вас стряхнуть яблоки.

Логопед:  Будем снимать аккуратно яблоки и считать их: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок .Смотрите одно яблоко упало, где оно лежит?

 Дети : Яблоко лежит под яблоней.

Логопед: Давайте будем яблоко передавать по кругу и говорить какое оно?

Дети:(яблоко круглое, яблоко красное, яблоко сочное, яблоко витаминное, яблоко полезное, яблоко сладкое)

Логопед: Ребята ,я хочу у вас спросить у вас есть родственники?

Дети : да

Логопед : Назовите своих родственников

Дети : мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя.

Логопед: А как вы думаете, у животных и птиц есть родственники?

Дети: ответы детей (дети называют родственников животных и птиц)

Логопед: Молодцы! Семья бывает не только у людей, животных и птиц, но также родственники есть и у слов и называются они родственные слова, это слова которые образованы от одного корня  и сейчас мы с вами назовём родственные слова к слову яблоко.

 3

Логопед: —  как будет называться варенье из яблок –(яблочное варенье)

                 —  как будет называться повидло из яблок –(яблочное повидло)

                 —  как будет называться сад,  в котором растут яблони –(яблоневый сад)

                —  как будет называться пирог,  приготовленный с яблоками –(яблочный пирог)

 

 Давайте посмотрим на картинки. Подходят ли они к тем словам, которые вы произнесли? (Яблочное варенье, повидло, яблоневый сад, яблочный пирог, …)

Логопед:  Все эти слова выросли из слова яблоко — поэтому все эти слова родственники

 

 

II.                Логопед:  Нам пора идти дальше. Что за персонаж сказки нам встретился?

4

Дети: Это печка!

Логопед:  Мимо путник не пройди!  Пирожок  прихвати!  С пылу, с жару вынимай!  С пирожком поиграй!     ЗАГАДКИ  (КАПУСТА, СОСУЛЬКА, СОБАКА, ЛИМОН)

  • Какой предмет лишний по количеству слогов в слове?
  • Какой предмет лишний по отношению (мой , моя)?
  • Какой предмет лишний по отношению одушевленный или неодушевлённый?
  • Какой предмет лишний по наличию звука «К» в слове.

5

IV. Физминутка:                  Пи-пи пирожок, поиграй со мной дружок. 

 

 

Шли с картошкой пирожки (ходьба на месте),

Шли с морошкой пирожки (прыжки),

Шли окрошка и гуляш (приседания),

Шли коржи (хлопки в ладоши)

 и шел грильяж (киваем головой)

Очень вкусная конфета (прыжки на одной ноге)

После сытного обеда (садимся на места).

Логопед:  Скажем печке спасибо. А нам пора в путь.

V. Логопед: Какой сказочный персонаж встретится  нам на пути,  отгадайте  загадку:

Летом бежит,
Зимой спит. Весна настала —
Опять побежала.
(Река)

6

Дети: Река

Логопед : Да это река .. Давайте сядем на бережок и отдохнём

Логопед:  Как вы думаете, почему речку в сказке  называютмолочной?  (Она из молока).   Что значит «кисельные берега»? ( Берега из киселя)

Сейчас будем проговаривать по очереди два слова: «кисель», «молоко». Будьте внимательны и запоминайте, кому какое слово достанется.

 

Дети делятся  на две команды.

Одна команда будет готовить молочные продукты, а вторая — варить кисель.

(На отдельном столе разложены картинки с изображением молочных продуктов и ягод. Дети, каждый в своей команде, выбирают нужные картинки. По окончании работы каждая команда показывает и рассказывает, что приготовили из молока и из чего сварили кисель)

 

VI. Логопед: Нам пора отправляться  дальше. За болотом стоит избушка на курьих ножках. Там живет баба Яга. Давайте подойдем поближе,  Дорожка до избушки непростая — то узкая, то широкая, то каменистая

7

Густой туман стелется под ногами, но я вам помогу, буду указывать путь при помощи знаков.

Логопед показывает детям поочередно и в разнобой знаки  с изображением узкой, широкой дороги и камней. Дети идут друг за другом, имитируя соответствующую ходьбу.  За болотом, погляди, домик бабы Яги! Спрячемся, присядем тут.

Логопед: Баба Яга   улетела  по делам, а Ване сказала сидеть за печкой и не выходить на улицу, но Ваня не послушал. Давайте Ваню  тихо позовем.
Дети:  Ваня! Ванюша!

 

 

VII. Дети берут Ваню.

Логопед:  Ванечка, за нас держись,  бежим!

Ребята, кто нам поможет от гусей-лебедей спрятаться? (Молочная река-кисельные берега.)

Речка – матушка спрячь нас (присели). Изобразим речку руками.

Логопед: Гуси-лебеди  пролетели мимо. Скажем речке спасибо.

 

VIII. Логопед: Кто дальше поможет?

Дети: ( Печка)

Логопед: Печка, матушка спрячь нас! (присели)

 Пальчиковая игра «В лес ходили  мы гулять»

Раз, два, три, четыре, пять.
В лес ходили мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И пирог с ней испекём!

Логопед: Гуси-лебеди  пролетели мимо.  Скажем печке  спасибо.

 

IX. Логопед:. А вот и яблоня. Яблоня, матушка, спрячь нас (Изображаем качающую ветками яблоню.)  Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Скажем яблоньке  спасибо, и возвращаемся домой.

X. Итог.

Логопед :  Маша!  Выручили мы братца твоего.

8

Давайте Маше расскажем,  кому  по пути  помогали, с кем играли, какими мы были   дружными и смелыми.

Ответы детей.

Логопед: Маша благодарит вас за то,  что вы выручили её братца.  Нашим героям  пора домой, а то скоро родители вернуться.

Логопед:  Если во время нашего путешествия вам  было легко справляться с трудностями,  поднимите весёлого смайлика, а если было сложно,  то поднимет грустного смайлика и, скажите, в чем вы затруднялись.

9 10
  1. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие» АЙРИС ПРЕСС,М.,2004.
  2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», С — П.,2003
  3. Т. А. Ткаченко Использование схем в составлении описательных рассказов — Дошкольное воспитание — 1990 — № 10 — с.16.
  4.  Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. — М.: 1981. С.345
  5.   Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. — М.: Эксмо, 2006 С. 346
  6. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова., Е.М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

Весенние приключения

Автор —  Омельченко Наталья Николаевна, учитель-логопед МБДОУ  Белоярский детский сад «Огонёк»,  с.Белый Яр, Республика Хакасия.

СКАЧАТЬ презентацию к занятию » Весенние приключения»

 

Цель:

Обобщение представлений о весне как времени года, с опорой на мнемотаблицу.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

·        Расширять и активизировать словарь детей по данной теме;

Закреплять навыки:

·        согласование существительных с прилагательными;

·        составлять слова из слогов.

·        согласовыватьместоимения (мой, моя) с существительными;

·        определять одушевлённый и неодушевлённый предмет;

·        деление слов на слоги;

·        согласование числительных с существительными;

 

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие:

·        мелкой и общей моторики;

·        координации движений с речью;

·        внимания, воображения, восприятия;

·        речевой активности;

·        фонематического восприятии;

 

Воспитательные задачи:

·        развивать коммуникативные компетентности;

·        желание узнавать новое и интересное;

 

Словарная работа: Ледоход, март, апрель, май.

 

Интеграция:  «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

 

Оборудование: мультимедийная презентация, объёмное солнышко, магнитное дерево, 6 конвертов со слогами, льдины с буквами – слово(ледоход), картинки –отгадки (скворечник, подснежник, сосулька,грач), подснежники на каждого ребёнка для пальчиковой гимнастики.

 Ход НОД:

Собрались мы с вами в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся

 

Логопед:(электронное письмо)-Дорогие ребята, здравствуйте. Пишет вам Весна. У меня случилась беда. Пока я проверяла свои владения, в лесу налетел сильный ветер. Он открыл волшебный сундучок, где находились весенние картинки, и теперь, чтобы их найти, вам придётся пройти несколько испытаний. За каждое правильно выполненное испытание вы будете получать по весенней картинке из которых вы в конце путешествия составите рассказ о весне.

Логопед: Ребята, поможем Весне собрать картинки?

Дети:

Да!

Логопед:

Давайте вспомним:

·        после какого времени года  наступает весна?

·        перед каким временем года идет весна?

Дети:

Весна наступает после зимы.

Она бывает перед летом.

Логопед:

 Ребята, как вы думаете, почему весной тает снег, лёд, бегут ручьи?

Дети:

Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

Логопед:

 

А наше солнышко  заколдовал ветер, все лучики   спрятал, и оно стало грустным.

Без имени-1

Логопед:

А ведь оно главный помощник у весны. Чтобы у солнышка появились лучики, нам нужно сказать какое солнышко

Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам.

Без имени-2

Логопед: Молодцы!  за это получаете вот такую картинку (солнышко)слайд. Давайте поиграем с солнышком.

 

Физминутка: «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!

 

Дети ритмично скрещивают
руки над головой.
Плавно покачивают руки вверху.
Ритмично потирают щеки.

Ритмично постукивают пальцем по носу.

 

Логопед:Нам пора отправляться дальше

Посмотрите, какое дерево,

3

оно не простое, ( на дереве висят слоги), вам нужно составить весенние слова из  слогов, спрятанных в одинаковых геометрических фигурах.

 

Дети составляют слова из слогов (вет-ка, ве-тер, поч-ки, лис-тик,  тра-ва, де-ре-во).

4

Логопед: Молодцы! Вы справились   заданием и за это получаете вторую картинку  веточка с листочками.(слайд)

 

Логопед:  нам пора отправляться в путь, и вот следующее задание . Весной на реках  и озёрах  тает  лед, посмотрите какие льдины преградили нам путь, а чтобы перебраться через реку нам нужно составить слово.

нужно поставить в слове буквы по порядку возрастания цифр (составляем слово, объясняем значение) 

5

Логопед: Молодцы! Вы справились   заданием и за это получаете вот такую картинку (река весной ).слайд

Логопед:А теперь чтобы отгадать загадки нужно встать на волшебные точки.(наклеены цветные кружочки )

1.На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик, и певец.
 Скворечник 

6

2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает
.  Подснежник

7

3.Морковка бела
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело —
Всю морковку съело.  
Сосулька

8

4.Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам …
Грачи

9

Молодцы!  Отгадали загадки.

А теперь внимательно посмотрите на картинки – отгадки.

И. «Исключи лишнюю картинку»

·        Раздели  каждое слово на слоги. Какой предмет  лишний ? Почему?(скворечник, подснежник, , сосулька, грач)

·        Назови лишний предмет по отношению МОЙ, МОЯ?(Сосулька)

·        Про какой предмет можно сказать КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? Какой предмет лишний?(грач)

Логопед: Молодцы! Получаете вот такую картинку (картинка  перелётной  птицы).слайд

Физминутка и развитие слухового внимания.

 Логопед:   Я буду называть слова, а вы хлопните , когда услышите «весеннее» слово.  (идут по кругу под музыку)

Мороз, март, снегопад, ледоход, почки, метель, оттепель, апрель, капель, земляника, проталина, подберёзовик, берёзовый сок, травка, снеговик, подснежник, снегурочка, первоцвет, листик, вьюга, май , урожай, ручеёк, гололёд, ромашка, сосулька.

Логопед: Молодцы!

Сколько весенних месяцев?

Как они называются?

Логопед: Молодцы! Вы справились с  заданием и за это получаете вот такую картинку (картинка  М- три кружочка обозначают месяцы)слайд.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» и упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 Вот на полянке выросли маленькие беззащитные подснежники. Посчитаем их:
1 маленький подснежник,
2 маленьких подснежника,
3 …,
5 маленьких подснежников.

(Ставим поочерёдно пальчики, начиная с большого)

Злые люди хотят сорвать цветы, давайте спрячем их под пальчиками правой руки.
Спасли цветы, молодцы.
Получаете картинку (Подснежник)слайд

Логопед:  Ну вот посмотрите на экран мы свами собрали все весенние картинки. Давайте составим по каждой картинке предложения начиная с солнышка.

Дети составляют рассказ.

Логопед: Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна.

 Рефлексия . -На этом наше путешествие закончилось.

Весна благодарит вас и дарит вам солнышко .

11

Список литературы.

  1. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие» АЙРИС ПРЕСС,М.,2004.
  2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», С — П.,2003
  3. Т. А. Ткаченко Использование схем в составлении описательных рассказов — Дошкольное воспитание — 1990 — № 10 — с.16.

4.      Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. — М.: 1981. С.345

5.      Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. — М.: Эксмо, 2006 С. 346

6.      Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова., Е.М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Дифференциация звуков С-Сь. Буква С. Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Автор:  Краюшкина И.А. – учитель-логопед МБДОУ д/с  №138 «Песенка» г.Брянск.

Задачи:

 Закрепить знания о звуках с-сь, букве С,с, полученные ранее;

  • Упражнять в дифференциации звуков с-сь в слогах, словах, предложениях, связной речи;
  • Продолжать работу по определению позиции звука в слове;
  • Отрабатывать навык чтения в словах;
  • Упражнять в употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа;
  • Продолжать работу над дикцией;
  • Развивать фонематический слух, мышление, внимание, память,  зрительное восприятие, общую моторику;
  • Воспитывать интерес детей к театрализованной деятельности.

Оборудование:

 картинки: сова, листья, осень, лиса, предметные  картинки со звуками с, сь; пособие «Найди домик»; пособие «Путаница»;  печатные материал: слова; карандаши, маски диких животных, силуэты ваз (синяя и зеленая вазы), кассета с записью звуков осеннего леса; декорации: деревья, пни, листья

 

Ход занятия

1.Организационный момент

 Самомассаж мышц головы и шеи:

«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

  1. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.
  2.  «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
  3. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от

середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

         Артикуляционная гимнастика:

 «Горка»

  1. «Почистим  нижние зубки»
  2. «Заборчик»

 2. Введение в тему занятия

 Загадки.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?   (Осенью)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом. (Лиса)

Всю ночь летает — мышей добывает.

А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)

 

Педагог спрашивает у детей:

— Какие звуки чаще других  слышны в словах-отгадках? (С,Сь)

-Расскажите об этих звуках? (Характеристика звука, артикуляционный уклад)

 

Логопед сообщает детям о том, что сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки С-Сь и для этого отправимся на прогулку в осенний лес.

Звучит аудиозапись: звуки осеннего леса. Дети перемещаются на лесную поляну.

3.Речевая игра  «Эхо».

 Логопед предлагает детям поиграть в игру «Эхо».

Ес-ес-ес —  мы  идем в лес.

Са-са-са – в лесу живет лиса.

Ось-ось-ось – важно ходит лось.

Сну-сну-сну – видим мы сосну.

Стья – стья –стья –на земле листья.

Дети повторяют чистоговорки.

4. Д/и «Осенний букет» (дифференциация звуков с-сь)

 Педагог декламирует стихотворение и раздает детям предметные картинки в виде кленовых листьев:

Листья с осин осыпаются осенью,

Листья и с клёна слетят,

Осень оставит одетыми сосенки —

Пусть до весны постоят.

-Давайте составим из листьев осенние букеты.  Около синей вазы разместите предметные картинки со звуком «с», около зеленой – картинки со звуком «сь».

 Вывешиваются контурные изображения:  синяя и зеленая вазы.

-Дети распределяют листья по вазам.

5.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

 Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать кулачки)

Будем листья собирать

Листья клена, (Поочерёдно загибать пальцы, начиная с мизинца)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Вытянуть вперёд ладошки)

6. Упражнение «Найди свой домик»

 Дети садятся за столы. На столах индивидуальные листы к упражнению «Найди свой домик».

-Определите позицию звуков с,сь в словах-названиях лесных обитателей (лиса, барсук, сорока, лось), соедините картинки с домиком (позиции звуков отмечены синими и зеленой фишкой).

7.Упражнение «Путаница»

 Вывешивается плакат «Дикие животные» (наложенные картинки).

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и назвать диких животных, изображенных на ней.

8. Динамическая пауза

По-лосиному красиво

Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над го­ловой, пальцы раздвинуты.

Ходит лось в лесу густом.

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

Бег на носках.

И по-заячьи зайчишка

Все спешит запутать след.

Прыжки на двух ногах вправо-влево.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет. (В. Степанов)

Ходьба на внешнем своде стопы.

9. Театрализованная деятельность «Как звери готовились к зиме?»

 Педагог предлагает детям превратиться в лесных обитателей и рассказать о том, как они подготовились к зиме.

Дети надевают маски, разыгрывают сценку (см. приложение).

10. Чтение

 На доске вывешивается печатный материал – слова с пропущенной буквой «С» (буква «с»закрыта снежинкой).

-Давайте прочитаем слова, которые написала для нас Ученая сова.

Дети читают слова.

11.Подведение итогов занятия

-Где мы сегодня побывали?

-Какие звуки научились различать?

-Какой буквой они обозначаются?

 

Приложение

Драматизация «Как звери готовились к зиме»

Автор

По завалам, по оврагам шел медведь хозяйским шагом.

Медведь

-Отвечайте, звери, мне

— Вы готовы ли к зиме?

Все вместе: да!

Автор

-Вот ответили лисицы.

Лисицы

—  Мы связали рукавицы.

Рукавицы новые,

Мягкие, пуховые.

   Автор:

   —Отвечали заиньки.

   Зайцы

-А у нас есть валенки.

Что нам вьюга, да метель.

Хочешь, Мишенька, примерь.

Автор

И мышата не зевали.

Мышата

-В норку зерна мы таскали.

Если есть еда зимой,

Не замерзнем мы с тобой.

Автор

-Вылез еж из-под листвы.

 Ежик

—Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе — грибов кадушка.

Автор

 — Смотрит  белка из дупла.

 Белка

-Я орешков припасла.
Высоко мое дупло.
В нем и сухо, и тепло.

Автор:

-И у ос медведь спросил.

1-я оса

-Осы осенью желтее, полосатее и злее.

Вкусный бабушкин компот нам покоя не дает.

2-я оса

-И варенье и повидло есть у вас,

А нам обидно.

Автор

Обошел медведь весь лес и в берлогу спать залез, в пасть засунул лапу он и увидел сладкий сон.

Список литературы

  1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду -М.: «Сфера»,2004.
  2. Бобылева З.Т.Игры с парными картинками. Звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. – М.:ООО «Издательство Гном и Д»,2007.
  3. Интернет ресурсы:

www.evakulina.narod.ru

www.razymniki.ru

www.prozagadki.ru

www.podkat.ru

www.pogoda3narod.ru

www.megasoft.ru