Малюк Вероника Михайловна, учитель-логопед 1 категории
г.Вязьма Смоленской области, СОГБОУ «Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательнаяначальная школа – детский сад «Сказка»
Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, а тем самым – речевую активность, умственные способности, психические процессы.
Еще в середине XX в. было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Если движения соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающемуся ребенку в доречевом периоде не помешает массаж рук. Пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.
Не стоит забывать, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать внимание только на одной руке. Действия одной рукой допустимы лишь для маленьких детей, не умеющих внимательно следить сразу за двумя руками.
Задачи игровой технологии:
— формировать умение передвигать пальчики по обозначенным контурам;
— комбинировать движения пальцев;
— развивать их подвижность и умение передвигать пальцы по заданному маршруту;
— подвижность мелкой моторики к письму.
Правила работы с игровой технологией:
— пальцы обеих рук следует нагружать равномерно;
— после каждого упражнения пальцы нужно расслаблять (например, трясти кистями);
— поскольку пальчиковая гимнастика воздействует комплексно, она должна использоваться во всех видах непосредственно образовательной деятельности.
При разучивании игровых упражнений для пальцев соблюдается такая последовательность: объяснение, разминка, поэтапное заучивание. Нужно обязательно рассказать ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует пальцы размять, сгибая и разгибая их. Для этой цели подойдет простая игра «Тучка и солнышко». Затем показать основные фигуры и приступать к выполнению упражнений.
- Упражнения с использованием «пальчиковых дорожек».
- «Пальчики-солдатики»
Дети «шагают» пальчиками, считая: «раз-два, раз-два».
По дорожке мы идем,
Никогда не устаем.
Раз-два, раз-два,
Нам шагать уже пора.
Пальчики нужно менять, пробуя различные варианты.
- «Догонялки»
Используются дорожки с плоскостными фигурами, например, наклеенными цветными прямоугольниками.
Это упражнение выполняют под счет: «Раз-два-три» или под слова:
Убегу, убегу,
Убегу, убегу.
Догоню, догоню,
Догоню, догоню.
- «Рубим дрова»
Используются дорожки с плоскостными фигурами, например, наклеенными цветными прямоугольниками.
Дети «шагают» указательным и безымянным пальцами, а средний ставят на дорожку ребром.
Чтобы печку истопить,
Надо дров нам нарубить.
Рубим, рубим мы дровишки –
Пусть тепло будет детишкам.
Это упражнение можно выполнять другими тремя пальчиками.
- «Помощник»
Используются объемные дорожки, например, бусинки.
Дети «шагают» пальцами по бусинкам под счет: «Раз-два, раз-два» или под стихи, когда движения будут уверенными.
Я по камешкам иду,
К мамочке шагаю.
Никогда не упаду,
Точно попадаю.
- «Пальцеход»
На плотный материал (ковролин, драп) нашиваются 16 пуговиц – по 8 в два ряда. Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходим к двум первым пуговицам.
Цапля ходит по болоту
На прогулку, на работу –
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам!
- Упражнения с использованием Су Джок массажеров.
В логопедической работе приемы Су Джок терапии активно используют при различных речевых нарушениях для развития мелкой моторики, познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективный способ их стимуляции – массаж специальным шариком, которым можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони, прокатывая его. В результате у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшается мелкая моторика и чувствительность конечностей.
Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируется каждый палец до покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шариков – «ежиков» с колечками – детям массируют пальцы и ладони, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук. Все это способствует развитию речи.
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал:
«Мячик-ежик»
Я мячом круги катаю, между ладоней
Взад-вперед его гоняю. смена рук
Им поглажу я ладошку, соответственно
Будто я сметаю крошку. смена рук
И сожму его немножко, соответственно
Как сжимает лапу кошка. смена рук
Каждым пальцем мяч прижму соответственно
И другой рукой начну. смена рук
А теперь последний трюк: переброс мяча из руки в руку
Мяч летает между рук.
«Капуста»
Мы капустку рубим, рубим, дети ребром ладони стучат по шарику
Мы капустку солим, солим подушечками пальцев трогают шарик
Мы капустку трем, трем потирают ладошки о шарик
Мы капустку жмем, жмем сжимают шарик в кулачке
«Помощники»
Вот помощники мои показывают пальцы правой (левой) руки
Их, как хочешь, поверни
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. шариком проводят по правой (левой) руке
При массаже пальцев эластичным кольцом дети поочередно надевают его на каждый палец сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение:
Раз-два-три-четыре-пять – разгибают пальцы по одному.
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику, можно осуществлять автоматизацию поставленного звука в речи. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст.
Су Джок шарики также можно использовать при:
— совершенствовании лексико-грамматических категорий (упр. «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот» — логопед катит шарик по столу, называя слово, ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя ответ);
— проведении звукового анализа слов, используя шарики трех цветов: красный, синий и зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.
— совершенствовании навыков употребления предлогов: по инструкции логопеда ребенок кладет красный шарик в коробку, синий – под коробку, зеленый – около коробки.
— слогового анализа слов (упр. «Раздели слова на слоги» — ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов)
Применение Су Джок массажеров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
- Упражнения с различными предметами, которые почти всегда есть в обиходе.
Упр. с прищепками
Берутся бельевые прищепки и прищемляются ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. (Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе!)
Левая рука
5 4 3 2
Вот проснулся, встал гусенок,
2 3 4 5
Пальцы щиплет он спросонок.
Правая рука
5 4 3 2
-Дай, хозяйка, корма мне
2 3 4 5
Раньше, чем моей родне!
Упр. с эспандерами
Берется кистевой эспандер (резиновое кольцо или любой другой эспандер, который ребенок может сжать). Сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Я в друзьях души не чаю,
Я друзей своих встречаю.
Каждый руку мне пожмет,
Каждый мне привет пошлет!
Упр. со стопором
Нажимаем пальцем (кроме большого) на стопор (фурнитура) или любую кнопку. Нажим – на каждый ударный слог стиха. После двустишия – смена рук.
2 3 4 5
Шел мишутка – топ да топ –
5 4 3 2
Вдоль звериных тайных троп,
Смена рук
2 3 4 5
Но устал и сел на пень
5 4 3 2
И ему подняться лень.
Упр. «Горошки»
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошинка берется на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук). Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки –
Руки держат все горошки.
Упр. с пробками
Берутся пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваются, как обувь, на указательные и средние пальцы. Пальцы «идут», как ножки, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
Смена рук
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Смена рук
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Смена рук
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Упр. с «китайскими шариками»
Берется пара каучуковых мячиков, кладутся в одну руку и, без помощи второй руки, обводим один мяч вокруг второго. (Внимание! Мячи должны быть по размеру руки ребенка, а не родителя!). После двустишия – смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Смена рук
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
Упр. с веревкой «Узловка»
Берется веревка диаметром 4-6 мм и завязывается на ней 4-8 узлов. Подвешивается вертикально. Ребенок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше.
Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
Упр. с четками
Покупаем четки или делаем им сами из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку и откладывает бусину (но не как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1, 2 и 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.
Четки мы перебираем,
Все на свете мы считаем.
За день всходит только раз
В синем небе солнца глаз.
И гордится голова:
У нее-то глаза два!
Мы пускаем пузыри:
Раз пузырь и два, и три.
Мы считаем дырки в сыре:
Раз и два, и три, четыре.
Будем пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Эта ручка посчитала,
Смена рук
А другая – все сначала:
И заходит только раз
Целый вечер солнца глаз,
И гордится голова –
У нее и уха два.
И на ветках – снегири:
Раз снегирь и два, и три.
И изюминки в пломбире:
Раз и два, и три, четыре.
И утят считает мать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Упр. с бусами
Понадобятся бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина – большего размера или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги.
Заяц и ежик навстречу друг другу
Шли по дорожке, по полю, по лугу.
Центральная бусина
Встретились – и разбежались они.
Быстро бежали – поди догони!
Не догонишь!
Упр. со счетными палочками
Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательных к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строчку – по одной палочке.
Очень длинный клюв у цапли, 2-2
Вы длинней найдете вряд ли. 3-3
Клювом меряться пришли 4-4
Аисты и журавли. 5-5
Упр. с носовым платком
Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать ребенку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и два платка руками (Внимание! Платки должны быть детскими, маленькими).
У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Упр. со спичками «Колодец»
Складываем спички в форме колодца. На каждую строчку выкладываем по одной спичке (а если ребенок успевает, то и по две).
А из нашего колодца
Никогда вода не льется.
Нет ни кранов и ни труб –
Мы кладем из спичек сруб!
Очень-очень аккуратно
Мы кладем и, вероятно, —
Со стараньем возведен –
В мире лучшим будет он!
Ровно-ровно, спичку к спичке,
Пусть совсем не для водички,
Понимаем я и ты:
Строим мы для красоты!
Упр. с пульками
Катание пульки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.
Круглую рожицу, а не косую 1-2
Каждому пальчику я нарисую. 1-3
Пальчики, как озорные мальчишки, — 1-4
Целых четыре веселых братишки. 1-5
Смена рук
Пятый братишка – на голову ниже, 1-2
Только умишком и он не обижен. 1-3
Даже такое порою бывает: 1-4
Маленький всем четверым помогает! 1-5
Упр. с горохом и фасолью
Делаем «сухой бассейн» с горохом и фасолью. В пластмассовые ведра насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение.
Горох.
В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль.
(на дне «бассейна» прячем игрушки из киндерсюрпризов)
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Таким образом, использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук способствует:
— улучшению произношения звуков, более активному и прочному усвоению лексики;
— дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов;
— руки подготавливаются к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу;
— развиваются внимание, терпение, самоконтроль, фантазия;
— проявляются творческие способности;
— осваиваются начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
— воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.
Литература.
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Учеб.-метод. пособие. Ростов,
2009
2.
Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М., 2011
3. Горбунова И.В., Иваненко И.В. Су Джок массажёры в логопедической работе.
Логопед.№2 2014
4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей. СПб., 2007
5. Новоковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения.СПб.,2002
6. Пак Чже Ву. Вопросы теории и практики Су джок терапии. Серия книг по Су Джок терапии. М., 2009