Вялкова О.В.
Учитель-логопед НДОУ «Детский сад №45» ОАО «РЖД»
Цели:
Закреплять произносительные навыки, навыки звукового анализа слов. Упражнять в работе с деформированным предложением, умении анализировать слова в предложении и составлять схему предложения. Формировать навыки по слогового составления и чтения слов. Упражнять в словообразовании. Совершенствовать пространственные ориентировки, зрительное восприятие.
Развивать внимание, слуховую, зрительную память, мышление, воображение, координацию движений.
Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища;
интерес к железнодорожному транспорту, чувство гордости за родителей-железнодорожников и свою причастность к железной дороге. Прививать навыки безопасного поведения на железной дороге.
Предварительная работа. Беседы о труде железнодорожников, рассматривание иллюстраций, посещение мини музея железнодорожного транспорта в нашем д/саду, где происходит знакомство с историей и символикой железной дороги. Рассказы родителей о своих профессиях.
Оборудование: мольберт с магнитной доской, магниты, фланелеграф, магнитофон, аудио запись спокойной музыки, неречевых звуков и песенки Шапокляк из мульфильма «Чебурашка», черная шляпа.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети входят в группу, садятся на ковер.
Звучит спокойная музыка.
Логопед:
-Давным — давно, в славном городе Буквограде жили умные-преумные люди. Все свои знания они копили и складывали в чудесный ларец. Этот ларец и сейчас там хранится. И вот однажды злой Король узнал про волшебный ларец. Он уверен, что ларец полон золота и решил завладеть им.
-Вы хотите отправиться в путешествие в город Буквоград?
(звучит аудиозапись – цокот копыт)
-Вы слышите? Это злой волшебник едет в карете в город Буквоград за чудесным ларцом. Но мы с вами должны опередить его, чтобы ларец не попал в злые руки. На чем мы поедем, чтобы быстрее Короля добраться в Буквоград?
(Дети перечисляют виды транспорта, выбирают скорый поезд.)
-А почему мы выберем скорый поезд?
-Правильно, мы с вами живем рядом с железной дорогой, и родители наши работают на жел. дороге, и мы много о ней знаем.
Составление слов из слогов.
Игра «Сломанные слова».
На мольберте в два столбика написаны слоги.
Логопед:
-Прежде чем попасть к поезду на платформу мы должны преодолеть турникет «сломанных слов». Чтобы он открылся нам надо «починить» слова о жел.дороге.
(Дети соединяют слоги линиями в слова. Справа ставится картинка.)
(поезд, рельсы, вагон, депо, вокзал, купе)
по зал
рель по
ва пе
де езд
вок сы
ку гон
Составление слов из первых звуков картинок.
-Чтобы сесть в поезд, что надо сделать? (Купить билеты в ж/д кассе)
-Но у нас с вами билеты не обычные. На каждом билете картинки, из первых звуков картинок надо составить слово. Кто правильно составит слово, тот купил билет и проходит в вагон.
Составление слова из букв. Звуко-буквенный анализ слова.
—Молодцы! Билеты купили, сели в вагон. И вот первая станция на нашем пути – станция «Рассыпанных букв». Здесь живет доктор Айболит. А кто написал сказку про доктора Айболита? (К.И. Чуковский)
-А чем занимается доктор Айболит? (Доктор Айболит лечит зверей)
-Значит, кто он по профессии? (Ветеринар)
-А нам надо вылечить слово, которое рассыпалось.
(на фланелеграфе «рассыпаны» буквы , дети составляют
слово Африка и делают его звуковой анализ)
Работа над деформированным предложением.
-А теперь надо вылечить предложение, оно тоже рассыпалось.
(на фланелеграфе беспорядочно наклеены слова)
в дети вагон сели Веселые.
(Дети расставляют слова в нужном порядке.)
-Прочитайте, что получилось?
Веселые дети сели в вагон.
-Как надо писать предложение?
(С большой буквы, слова пишем раздельно друг от друга, в конце предложения
ставим точку)
-Давайте составим схему этого предложения
(Дети, комментируя, разбирают предложение и составляют его схему на фланелеграфе, обозначая нужными линиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, предлог).
-Молодцы! Доктор Айболит дарит вам за хорошие ответы свой портрет.
(портрет крепится на магнитную доску)
Игра «Помоги сказочным героям»
–Но посмотрите, кто залетел к нам в вагон? (Ласточка)
(на фланелеграф крепится ласточка)
-Из какой она сказки? (Дюймовочка)
-А кто автор этой сказки? (Г.Х.Андерсен)
-Ласточка хочет узнать, помните ли вы, из чего была сделана перина Дюймовочки?
(из лепестков розы и фиалки)
(Выставляются картинки цветов, и дети делают звуковой анализ слов РОЗЫ, ФИАЛКИ)
-Сколько в слове слогов? — Сколько в слове гласных?
-Сколько твердых звуков?
( И т. д.- составление звуковой схемы каждого слова)
-А если бы было слово «фиалка», что изменилось бы в схеме? (звук К был бы твердым)
– А теперь мы подъехали к платформе станции «Сказочников». Здесь живет Оле-Лукойе.
А кто автор сказок про Оле-Лукойе? (Г.Х.Андерсен)
-Оле-Лукойе приготовил вам сложное задание.
(на фланелеграфе картинки со сказочными героями и перевернутые буквы)
-Посмотрите на картинки. К каждой картинке нужно подобрать букву, чтобы на эту букву называлась сказка или кто-то из героев сказки.
(Дети по одному выходят отвечать).
-К- Крот – из сказки «Дюймовочка».
(ставит букву К к илл. Крота из сказки « Дюймовочка»)
-Д- Дюймовочка из сказки «Дюймовочка».
-Г- Герда – из сказки «Снежная королева».
-Э- Эльф – из сказки «Дюймовочка».
-С- Снежная королева из сказки «Снежная королева».
-Молодцы! Оле-Лукойе тоже дарит вам свой портрет за хорошие ответы.
(портрет крепится на магнитную доску)
–А это кто пришла? (Старуха Шапокляк.)
(Ставится картинка Шапокляк)
-Верно, это Шапокляк. Она живет на переезде «Вредных героев»
и любит делать всякие вредности, какие вы помните?
(Дети перечисляют «вредности» и то, что Шапокляк катается на крыше вагона, а этого делать нельзя, это очень опасно)
-А еще она исполняет хулиганские танцы.
Физ.минутка.
(Звучит песенка старухи Шапокляк из мультфильма про Чебурашку)
-На кого я надену шляпу Шапокляк, тот превращается в Шапокляк
и исполняет хулиганский танец.
(Дети танцуют по одному, передавая шляпу друг другу).
-Молодцы! Шапокляк очень довольна и тоже дарит вам свой портрет.
(портрет крепится на магнитную доску)
Упражнение на словообразование.
–А теперь мы проезжаем город «Длинных слов».
А живет здесь Карабас Барабас.
-У Карабаса Барабаса длинная борода, значит он какой? ( ДЛИННОБОРОДЫЙ)
-У Айболита седые волосы, он какой? (СЕДОВОЛОСЫЙ)
-У Шапокляк длинный нос, она…. (ДЛИННОНОСАЯ)
-У Дюймовочки голубые глаза, она….. (ГОЛУБОГЛАЗАЯ)
-У крысы длинный хвост, она какая? (ДЛИННОХВОСТАЯ)
-У Карабаса большая голова – он какой? и т. д. (можно увеличить список слов)
-Карабас очень рад, что вы выполнили сложное задание и тоже дарит свой портрет
(портрет крепится на магнитную доску)
–Вот мы и в Буквограде.
(На фланелеграф выставляется ларец с нарисованными на нем буквами О Ш К Л А)
Посмотрите как много у нас портретов. Их надо подписать.
-Айболит — на какую букву ? (А)
(Дети ставят букву А под портретом на магнитной доске.)
-Оле-Лукойе – буква О. и Л, -Шапокляк-буква Ш -Карабас – буква К
— Мы с вами выполнили все задания, но, ребята, посмотрите, а на ларце у нас такие же буквы, как на магнитной доске.
-А какое слово можно составить из этих букв?
( На магнитной доске дети составляют слово ШКОЛА)
-Что вы знаете о школе? (Дети отвечают)
-А какие стихи о школе вы знаете?
(Двое детей рассказывают стихотворение о школе.)
Что такое школа? Как тебе ответить?
Это то куда спешат по утрам все дети.
Что за странный вопрос, если ты уже подрос?
Если семь, то в самый раз собираться в первый класс!
Что такое школа? Как тебе ответить?
Это то где ты узнаёшь обо всем на свете:
О таблице умноженья, о глаголах и сложенье,
Про планеты и моря, то, что круглая Земля!
(дети рассказывают стихи о школе, об уроках, о книгах и т.д.)
Итог.-Вы догадались что лежало в ларце? Это золото? (Нет)
-А что? Что вы будете получать в школе? (Знания)
-Правильно! Жители Буквограда копили в ларце свои знания. А всем известно, что знания дороже золота. Мы сделали много добрых дел сегодня. А благодаря железной дороге мы все сделали быстро и все успели. За добрые дела принято благодарить и вы все получаете призы.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Пичугина Г.А. Необычная поездка. «Логопед» №3, 2009г. Стихотворение в орг.моменте.
Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей. Речевые игры и упражнения №1 2006г.
Волина В.В. «Учимся играя». Новая школа. Москва 1994г.
(Звук –Ж- адаптированная сказка «Жадная жаба»)
Инновации в логопедическую практику. Сборник. Линка-Пресс. Москва 2008
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург 2011г.
Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Москва 2002г.
Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Санкт-Перербург 2004г.
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж. Ярославль 1996г.
Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.1999г.