Путешествие в Буквоград

Вялкова О.В.

Учитель-логопед НДОУ «Детский сад №45» ОАО «РЖД»

Цели:

     Закреплять произносительные навыки, навыки звукового анализа слов. Упражнять в работе с деформированным предложением, умении анализировать слова в предложении  и составлять схему  предложения. Формировать навыки по слогового составления и чтения слов. Упражнять в словообразовании. Совершенствовать пространственные ориентировки, зрительное восприятие.     

    Развивать внимание, слуховую, зрительную память, мышление, воображение, координацию движений.

    Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища;

интерес к железнодорожному транспорту, чувство гордости за родителей-железнодорожников и свою причастность к железной дороге. Прививать навыки безопасного поведения на железной дороге.

Предварительная работа. Беседы о труде железнодорожников, рассматривание иллюстраций, посещение мини музея железнодорожного транспорта в нашем д/саду, где происходит знакомство с историей и символикой железной дороги.  Рассказы родителей о своих профессиях.

Оборудование: мольберт с магнитной доской, магниты, фланелеграф, магнитофон, аудио запись спокойной музыки, неречевых звуков и песенки Шапокляк из мульфильма «Чебурашка», черная шляпа.

Ход занятия

Организационный  момент.

Дети входят в группу, садятся на ковер.

Звучит спокойная музыка.

Логопед:

-Давным — давно, в славном городе Буквограде жили умные-преумные люди. Все свои знания они копили и складывали в чудесный ларец. Этот ларец и сейчас там хранится. И вот однажды злой Король узнал про волшебный ларец. Он уверен, что ларец полон золота и решил завладеть им.

-Вы хотите отправиться в путешествие в город Буквоград?

(звучит аудиозапись – цокот копыт)

-Вы слышите? Это злой волшебник едет в карете в город Буквоград  за чудесным ларцом. Но мы с вами должны опередить его, чтобы ларец не попал в злые руки. На чем мы поедем, чтобы быстрее Короля добраться в Буквоград?

(Дети перечисляют виды транспорта, выбирают скорый поезд.)

-А почему мы выберем скорый поезд? 

-Правильно, мы с вами живем рядом с железной дорогой, и родители наши работают на жел. дороге, и мы много о ней знаем.

Составление слов из слогов.

Игра «Сломанные слова».

На мольберте в два столбика написаны слоги.

Логопед:

-Прежде чем попасть к поезду на платформу мы должны преодолеть турникет «сломанных слов». Чтобы он открылся нам надо «починить» слова о жел.дороге.

(Дети  соединяют слоги линиями в слова. Справа ставится картинка.)

(поезд, рельсы, вагон, депо, вокзал, купе)

по           зал

рель       по

ва          пе

де          езд

вок        сы

ку           гон

Составление слов из первых звуков картинок.

-Чтобы сесть в поезд, что надо сделать? (Купить билеты в ж/д кассе)

-Но у нас с вами билеты не обычные. На каждом билете картинки, из первых звуков картинок надо составить слово. Кто правильно составит слово, тот купил билет и проходит в вагон.

Составление слова из букв. Звуко-буквенный анализ слова.

 Молодцы! Билеты купили, сели в вагон. И вот первая станция на нашем пути – станция «Рассыпанных букв». Здесь живет доктор Айболит. А кто написал сказку про доктора Айболита? (К.И. Чуковский)

-А чем занимается доктор Айболит?  (Доктор Айболит  лечит зверей)

-Значит, кто он по профессии? (Ветеринар)

-А нам надо вылечить слово, которое рассыпалось.

(на фланелеграфе «рассыпаны» буквы , дети составляют

слово Африка и делают его звуковой анализ)

Работа над деформированным предложением.            

-А теперь надо вылечить предложение, оно тоже рассыпалось.

(на фланелеграфе беспорядочно наклеены слова)

в дети   вагон   сели  Веселые.

(Дети расставляют слова в нужном порядке.)

-Прочитайте, что получилось?

Веселые дети сели в вагон.

-Как надо писать предложение?

(С большой буквы, слова пишем раздельно друг от друга, в конце предложения

 ставим точку)

-Давайте составим схему этого предложения

(Дети, комментируя, разбирают предложение и составляют его схему на фланелеграфе, обозначая нужными линиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, предлог).

-Молодцы! Доктор Айболит дарит вам за хорошие ответы свой портрет. 

(портрет крепится на магнитную доску)

 Игра «Помоги сказочным героям»

–Но посмотрите, кто залетел к нам в вагон?     (Ласточка)

(на фланелеграф крепится ласточка)

-Из какой она сказки?    (Дюймовочка)

-А кто автор этой сказки? (Г.Х.Андерсен)

-Ласточка хочет узнать, помните ли вы, из чего была сделана перина Дюймовочки?

(из лепестков розы и фиалки) 

(Выставляются картинки цветов, и дети делают звуковой анализ слов РОЗЫ, ФИАЛКИ)

-Сколько в слове слогов? — Сколько в слове гласных?

-Сколько твердых звуков?

( И т. д.- составление звуковой схемы каждого слова)

-А если бы было слово «фиалка», что изменилось бы в схеме? (звук К был бы твердым)

– А теперь мы подъехали к платформе станции «Сказочников». Здесь живет Оле-Лукойе.

 А кто автор сказок про Оле-Лукойе?  (Г.Х.Андерсен)

-Оле-Лукойе приготовил вам сложное задание.

(на фланелеграфе картинки со сказочными героями и перевернутые буквы)

-Посмотрите на картинки. К каждой картинке нужно подобрать букву, чтобы на эту букву называлась сказка или кто-то из героев сказки.

(Дети по одному выходят отвечать).

-К- Крот – из сказки «Дюймовочка».

(ставит букву К к илл. Крота из сказки « Дюймовочка»)

 -Д- Дюймовочка из сказки «Дюймовочка».

 -Г- Герда – из сказки «Снежная королева».

 -Э- Эльф – из сказки «Дюймовочка».

 -С- Снежная королева из сказки «Снежная королева».

-Молодцы! Оле-Лукойе тоже дарит вам свой портрет за хорошие ответы.

(портрет крепится на магнитную доску)

–А это кто  пришла?  (Старуха Шапокляк.)

 (Ставится картинка Шапокляк)

 -Верно, это Шапокляк. Она живет на переезде «Вредных героев»

 и любит  делать всякие вредности, какие вы помните?

(Дети перечисляют «вредности» и то, что Шапокляк катается на крыше вагона, а этого делать нельзя, это очень опасно)

-А еще она исполняет хулиганские танцы.

Физ.минутка.

(Звучит песенка старухи Шапокляк из мультфильма про Чебурашку)

 -На кого я надену шляпу Шапокляк, тот превращается в Шапокляк

и исполняет хулиганский танец.

(Дети  танцуют по одному, передавая шляпу друг другу).

-Молодцы! Шапокляк очень довольна и тоже дарит вам  свой портрет.

(портрет крепится на магнитную доску)

Упражнение на словообразование.

–А теперь мы проезжаем город  «Длинных слов».

А живет здесь Карабас Барабас.

-У Карабаса Барабаса длинная борода, значит он какой? ( ДЛИННОБОРОДЫЙ)

-У Айболита седые волосы, он какой? (СЕДОВОЛОСЫЙ)

-У Шапокляк длинный нос, она….   (ДЛИННОНОСАЯ)

-У Дюймовочки голубые глаза, она…..   (ГОЛУБОГЛАЗАЯ)

-У крысы длинный хвост, она какая? (ДЛИННОХВОСТАЯ)

-У Карабаса большая голова – он какой? и т. д. (можно увеличить список слов)

-Карабас очень рад, что вы выполнили сложное задание и тоже дарит свой портрет

(портрет крепится на магнитную доску)

 –Вот мы и в Буквограде.

(На фланелеграф выставляется ларец с нарисованными на нем буквами О Ш К Л А)

Посмотрите как много у нас портретов. Их надо подписать.

 -Айболит — на какую букву ?   (А)

(Дети ставят букву А под портретом на магнитной доске.)

-Оле-Лукойе – буква О. и Л, -Шапокляк-буква Ш    -Карабас – буква К

— Мы с вами выполнили все задания, но, ребята, посмотрите, а на ларце у нас такие же буквы, как на магнитной доске.                 

-А какое слово можно составить из этих букв?  

( На магнитной доске дети составляют слово ШКОЛА)

-Что вы знаете о школе?  (Дети отвечают)

-А какие стихи о школе вы знаете?

(Двое детей рассказывают стихотворение о школе.)

Что такое школа? Как тебе ответить?
Это то куда спешат по утрам все дети.
Что за странный вопрос, если ты уже подрос?
Если семь, то в самый раз собираться в первый класс!
Что такое школа? Как тебе ответить?
Это то где ты узнаёшь обо всем на свете:
О таблице умноженья, о глаголах и сложенье,
Про планеты и моря, то, что круглая Земля!

(дети рассказывают стихи о школе, об уроках, о книгах и т.д.)

Итог.-Вы догадались что  лежало в ларце? Это золото?   (Нет)

-А что? Что вы будете получать в школе?    (Знания)

-Правильно! Жители Буквограда копили в ларце свои знания. А всем известно, что  знания дороже золота. Мы сделали много добрых дел сегодня. А благодаря железной дороге мы все сделали быстро и все успели. За добрые дела принято благодарить и вы все получаете призы.

Список  использованной и рекомендуемой литературы

Пичугина Г.А. Необычная поездка. «Логопед» №3, 2009г. Стихотворение в орг.моменте.

Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей. Речевые игры и упражнения №1 2006г.

Волина В.В. «Учимся играя». Новая школа. Москва 1994г.

(Звук –Ж- адаптированная сказка  «Жадная жаба»)

Инновации в логопедическую практику. Сборник. Линка-Пресс. Москва 2008

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург 2011г.

Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Москва 2002г.

Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Санкт-Перербург 2004г.

Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж. Ярославль 1996г.

Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.1999г.