Звук и буква –Ж. Путешествие в сказочный лес. Старшая логопедическая группа

 Вялкова О.В.

Учитель-логопед НДОУ «Детский сад №45» ОАО «РЖД»

Цели:

Закрепить правильное произношение звука –Ж-.

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Формировать навыки деления слов на слоги.

Развивать навык  звукобуквенного анализа и синтеза.

Обогащать словарный запас.

Упражнять в словообразовании.

Вызывать интерес к языку на основе упражнений по интонационной окраске фразы.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Оборудование:

Схемы согласных звуков.

Схемы, обозначающие место звука в слове: в начале и в середине слова.

Символы-кружочки, обозначающие гласные (красные) и твердые,  мягкие (синие, зеленые)согласные звуки.

Домики для слов разного слогового состава.

Картинки для крепления на фланелеграф: дом и домик, два человечка большой и маленький, пирог, пирожок, сапог, сапожок, флаг, флажок, утюг, утюжок,  кружка, кружечка, ложка, ложечка,  жаба, ежик, уж; насекомые различного слогового состава: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка; знакомые детям буквы (Ж,А,Б,А)

Предметные картинки: желуди, журавль, желе, жемчуг, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;

художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот.

Фланелеграф, наборное полотно.

 

Ход занятия.

Орг. момент.

Дети встают в круг.

(Психоэмоциональный настрой)

Логопед. Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Ты улыбку передай,

Утра доброго желай,
С нами в сказку приглашай.

Дети садятся на стульчики полукругом.

 

Введение в тему.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно услышит нужный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке:

Жук жужжит, а встать не может.

Ждет он, кто ему поможет. 

(Дети. Звук –Ж-.)

Логопед. Правильно. А где можно услышать звук Ж?

(Дети. Жужжит пчела, жужжит юла, электродрель, мотор машины жужжит, пила жужжит и т.д.)

 Логопед. А что вы знаете о звуке Ж, он какой?

(Дети. Он согласный, звонкий и всегда твердый.)

 

Основная часть.

Логопед. Я вижу, что вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук –Ж-.

Сейчас — поворачиваемся вокруг себя  и говорим волшебные слова:

Раз, два , три, четыре, пять,

В сказке очутились мы опять.

Будьте внимательны, ответы на все вопросы вы должны придумывать  со звуком Ж.

 

Логопед рассказывает сказку, по ходу сказки дети отвечают на вопросы.

 На фланелеграф крепятся картинки домик, жук и уж.

 

 Логопед. Жили-были Жук и Уж. Однажды Жук говорит Ужу:

-Какая-то у нас крыша темная, старая. Вот бы покрасить ее в яркий веселый цвет.

-Покрасить можно,- говорит Уж,- только какой краской?

-Как вы думаете, какой краской они могут покрасить крышу, чтобы в названии

был звук Ж?

 (Дети: желтой, оранжевой)

Логопед продолжает.

-Конечно лучше желтой, сказал Жук.

-Но у нас нет желтой краски,- сказал Уж.

-Ну тогда оранжевой,- сказал Жук.

-И оранжевой нет, сказал Уж.

-Тогда надо идти к Жабе, у неё много всякой краски.

А надо сказать, что Жаба ничего никому не давала.  Значит она  была какая?

(Дети: Жадная.)

Логопед.

-А где живет Жаба?- спросил Уж.

-Точно не знаю. Где-то в лесу, у большой лужи.  

-Ладно, пошли, а дорогу у кого-нибудь спросим.

И пошли Жук и Уж искать Жабу.

Упражнение на фонематический слух и фонематическое восприятие.

На наборном полотне картинка — ёжик, схемы обозначающие место звука в слове: в начале и в середине;

на столе предметные картинки: желуди, журавль, жемчуг, желе, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;

 художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот,

Логопед продолжает. Красиво в лесу, цветы цветут, пчелки жужжат. Видят, сидит Ёжик и делает задания, которые ему задали в Лесной школе.

Стали они спрашивать у Ёжика дорогу к жилищу Жабы. А Ежик говорит:

-Поможете мне выполнить задания, тогда и я вам помогу.

В первом задании надо услышать, где спрятался звук –Ж в слове –

 в начале, или в середине и поставить картинку к нужной схеме?

 (Дети по одному выходят, выбирают картинку, проговаривают слово, определяют место звука Ж в слове (Например: Это пружина, в этом слове звук –Ж- в середине.)  и ставят картинку к нужной схеме).

Логопед. А во втором задании,- сказал Ежик,- надо отгадать слова, в них должен быть звук –Ж- и поставить нужную картинку.

*Как называется профессия человека, который рисует картины? (художник)

*Спортсмен, бегущий на лыжах. (лыжник)

*Полка для книг, какая?  (книжная)

*Как можно назвать ленивого кота, который любит лежать на боку? (лежебока)

(Дети называют слова и ставят  нужные картинки на наборное полотно).

-Вот спасибо друзья, какие вы сообразительные.

Поблагодарил Ёжик и показал дорогу дальше. 

Упражнение на словообразование.

На фланелеграф крепятся дом и домик и два человечка большой и маленький.

Перед фланелеграфом на столе картинки:  пирог — пирожок,

сапог – сапожок, флаг – флажок, утюг – утюжок, ложка – ложечка, кружка – кружечка.

Логопед. Идут Жук и Уж дальше, видят лужок, а на нем большой дом и маленький домик.  Живут здесь два братца большой и маленький.

Никак братья не помирятся, потому что не могут разобрать свои вещи. Жук и Уж стали спрашивать дорогу к жилищу Жабы. А братцы и говорят:

-Сначала помогите нам вещи разобрать, а уж мы в долгу не останемся.

Дети, давайте поможем нашим друзьям поделить предметы, какие большому, а какие маленькому братцу.

(Дети крепят картинки, называя слова:

-Большому брату – пирог, маленькому — пирожок, сапог – сапожок, флаг – флажок, утюг – утюжок, ложка –ложечка, кружка — кружечка)

Логопед.-Ребята, назовите предметы маленького братца.

-Какой звук появился в названии каждого маленького предмета?

 (Дети проговаривают «маленькие» слова  и определяют, что в названиях  появился звук Ж)

Логопед. Молодцы! Вы помогли  помириться братьям, и они показали дорогу нашим друзьям.  

Формирование навыков деления слов на слоги.

На фланелеграфе три домика для слов разного слогового состава.

На столе картинки разного слогового состава с изображением насекомых: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка;

Логопед. Идут Жук и Уж дальше, смотрят, на полянке 3 домика. На первом домике нарисован мак, и  одна короткая полоска, на втором – ландыш, и полоска разделена на две части, а на третьем — ромашка и полоска разделена на три части. Ребята, как вы думаете, что это значит?

(Дети дают свои ответы с пояснением: в слове МАК – один слог, ЛАНДЫШ – два слога,

РОМАШКА – три слога.)

Логопед. Ребята, посмотрите, возле домиков ползают разные насекомые, они никак не могут найти свои домики. Стали у насекомых Жук и Уж спрашивать дорогу к жилищу Жабы, а насекомые говорят:

-Помогите  нам наши домики найти, тогда укажем вам дорогу.

Дети, давайте поможем насекомым найти свои домики. Надо определить, сколько слогов в названии каждого насекомого и поместить их в нужный домик.

 (Дети определяют количество слогов в слове и, комментируя, крепят картинки в нужный домик.

Примерные ответы детей:

Жук, (шмель)– В этом слове 1 слог, он живет в домике, где нарисован мак и  одна полоска.

Муха, (паук) – 2 слога, живет в домике с ландышем и двумя полосками.

Муравей,( бабочка) – 3 слога, живет в домике с ромашкой и тремя полосками.)

 Очень обрадовались насекомые и решили поиграть.

ФИЗ. МИН.

Дружно пальчики считаем –  насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок,

Начиная с большого.

Это кто же тут жужжиит? Ой, сюда пчела летит! Прячьтесь!

Дети приседают, делая ладонями «домик» над головой.

 

Развитие навыков  звукобуквенного анализа и синтеза.

На фланелеграф крепятся  картинки: жаба,  лужа, домик,

На столе буквы:  А, Ж, А, Б  и  символы-кружочки, обозначающие гласные,  твердые и мягкие согласные звуки.

Логопед. Идут  Жук и Уж  и видят большую лужу, а возле нее сидит Жаба.

Поздоровались наши друзья с Жабой и вежливо  попросили у нее желтой краски. А она отвечает: «Не дам! Жалко краску. Вот если только поможете мне.

 Была у меня надпись на домике «ЖАБА» и рассыпалась, а собрать я не могу.»

Дети, давайте поможем нашим друзьям починить надпись..

(Дети по одному, комментируя, крепят буквы на домик, составляя слово  ЖАБА.)

Логопед. Чтобы домик был красивый, давайте под каждой буквой поставим символ звука.

(Дети делают звуковой анализ слова с выставлением символов-кружочков, комментируя свои действия: Первый звук –Ж- он согласный, всегда твердый, обозначаем синим цветом. Второй звук –А-, он гласный, обозначаем красным цветом. и т.д.)

Логопед. Ребята, а какой кружок у нас остался? И почему?

 (Дети. Остался зеленый кружок, потому что в слове ЖАБА нет мягкого согласного звука).

Логопед. Молодцы! Жаба очень довольна, что ее домик стал такой красивый и даже подобрела. «Ладно, сказала она,- дам я вам ведерко желтой краски».

Работа над интонацией.

На фланелеграфе крепится домик Жука и Ужа с желтой крышей.

 Логопед. Радостные Жук и Уж вернулись домой покрасили крышу желтой краской, сели на крылечко и  решили поиграть –  стали придумывать про Жабу предложения и по разному их произносить. Давайте тоже придумаем.

(Дети придумывают разные предложения. Логопед выбирает одно( например, Жаба живет возле лужи.) и предлагает произносить с разной интонацией: грустно, вопросительно, радостно).

 

Итог.

Логопед. Понравилось вам путешествие? Какие задания мы помогли выполнить нашим друзьям? (Ответы детей)

Наши сказочные герои решили вас отблагодарить за помощь. Наступила весна, снег тает, и они дарят вам первые весенние цветы, в их названии тоже есть звук –Ж-. Как они называются? (Дети. Подснежники.)

В качестве приза каждый ребенок получает картинку с рисунком подснежника.

Логопед. А теперь нам пора обратно в детский сад, в нашу группу.

Поворачиваемся вокруг и говорим:

Раз, два, три, четыре, пять – В нашей группе мы опять.

Логопед. Спасибо, дети, вы все молодцы.

Использование звуковых игр

 В процессе развития фонематического слуха, фонематического восприятия, формировании навыков деления слов на слоги и  звукового анализа и синтеза я использую речевые игры со сказочными героями: Словознайкин  и  Звукознайкин.  Такие игры активизируют деятельность детей, создают благоприятный эмоциональный фон, вызывают интерес и пользуются успехом у детей старшего дошкольного возраста.

 Словознайкин прочитал много книг, знает много стихов, загадок, поговорок, знает все о словах, может объяснить значение  всех незнакомых  слов. А еще он придумал разные интересные  игры, в которых научит нас делить слова на слоги и записывать их с помощью схем. А Звукознайкин знает все о звуках, правильно и красиво говорит. Он придумал игры со звуками.  

 

Игры Словознайкина.

 «Нарисуй  слова»

Цели: Упражнять детей в умении делить  слова на слоги и определении ударного слога.

Оборудование:  карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки), названия которых содержат разную  слоговую структуру. На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема этого слова (разделенные на слоги с обозначенным ударением). Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной  бумаги.

Описание игры:

Перед началом игры  уточнить с детьми, что такое слог, ударение, сколько может быть ударных слогов в слове.

Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки на карточке, назвать их, определить количество слогов и ударный слог.

Далее дети самостоятельно на чистой полоске карточки, напротив каждой картинки рисуют слоговую схему слова и указывают ударный слог.

После выполнения задания, дети убирают полоску, и проверяют по образцу, правильно ли выполнено задание.

Игры Звукознайкина.

«Разбери  слова по звукам»

Цели: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Развивать навык  звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование:  карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки). На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема звукового анализа слова (гласные – красными, согласные твердые – синими, согласные мягкие – зелеными кружочками.)  Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной  бумаги.

 

Описание игры:

Перед началом игры  уточнить с детьми, какие бывают звуки. Каким цветом обозначаем гласные звуки? Твердые согласные? Мягкие согласные?

Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки,  назвать их. Затем, самостоятельно на чистой полоске карточки, напротив каждой картинки сделать звуковой анализ и записать схему.

После выполнения задания, дети убирают полоску, и проверяют по образцу, правильно ли выполнено задание.

Примечание: Для усложнения задания эти две игры можно объединить в одну.

Список  использованной и рекомендуемой литературы

Пичугина Г.А. Необычная поездка. «Логопед» №3, 2009г. Стихотворение в орг.моменте.

Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей. Речевые игры и упражнения №1 2006г.

Волина В.В. «Учимся играя». Новая школа. Москва 1994г.

(Звук –Ж- адаптированная сказка  «Жадная жаба»)

Инновации в логопедическую практику. Сборник. Линка-Пресс. Москва 2008

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург 2011г.

Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Москва 2002г.

Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Санкт-Перербург 2004г.

Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж. Ярославль 1996г.

Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.1999г.