Дифференциация звуков С-Сь. Буква С. Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Автор:  Краюшкина И.А. – учитель-логопед МБДОУ д/с  №138 «Песенка» г.Брянск.

Задачи:

 Закрепить знания о звуках с-сь, букве С,с, полученные ранее;

  • Упражнять в дифференциации звуков с-сь в слогах, словах, предложениях, связной речи;
  • Продолжать работу по определению позиции звука в слове;
  • Отрабатывать навык чтения в словах;
  • Упражнять в употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа;
  • Продолжать работу над дикцией;
  • Развивать фонематический слух, мышление, внимание, память,  зрительное восприятие, общую моторику;
  • Воспитывать интерес детей к театрализованной деятельности.

Оборудование:

 картинки: сова, листья, осень, лиса, предметные  картинки со звуками с, сь; пособие «Найди домик»; пособие «Путаница»;  печатные материал: слова; карандаши, маски диких животных, силуэты ваз (синяя и зеленая вазы), кассета с записью звуков осеннего леса; декорации: деревья, пни, листья

 

Ход занятия

1.Организационный момент

 Самомассаж мышц головы и шеи:

«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

  1. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.
  2.  «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
  3. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от

середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

         Артикуляционная гимнастика:

 «Горка»

  1. «Почистим  нижние зубки»
  2. «Заборчик»

 2. Введение в тему занятия

 Загадки.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?   (Осенью)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом. (Лиса)

Всю ночь летает — мышей добывает.

А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)

 

Педагог спрашивает у детей:

— Какие звуки чаще других  слышны в словах-отгадках? (С,Сь)

-Расскажите об этих звуках? (Характеристика звука, артикуляционный уклад)

 

Логопед сообщает детям о том, что сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки С-Сь и для этого отправимся на прогулку в осенний лес.

Звучит аудиозапись: звуки осеннего леса. Дети перемещаются на лесную поляну.

3.Речевая игра  «Эхо».

 Логопед предлагает детям поиграть в игру «Эхо».

Ес-ес-ес —  мы  идем в лес.

Са-са-са – в лесу живет лиса.

Ось-ось-ось – важно ходит лось.

Сну-сну-сну – видим мы сосну.

Стья – стья –стья –на земле листья.

Дети повторяют чистоговорки.

4. Д/и «Осенний букет» (дифференциация звуков с-сь)

 Педагог декламирует стихотворение и раздает детям предметные картинки в виде кленовых листьев:

Листья с осин осыпаются осенью,

Листья и с клёна слетят,

Осень оставит одетыми сосенки —

Пусть до весны постоят.

-Давайте составим из листьев осенние букеты.  Около синей вазы разместите предметные картинки со звуком «с», около зеленой – картинки со звуком «сь».

 Вывешиваются контурные изображения:  синяя и зеленая вазы.

-Дети распределяют листья по вазам.

5.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

 Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать кулачки)

Будем листья собирать

Листья клена, (Поочерёдно загибать пальцы, начиная с мизинца)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Вытянуть вперёд ладошки)

6. Упражнение «Найди свой домик»

 Дети садятся за столы. На столах индивидуальные листы к упражнению «Найди свой домик».

-Определите позицию звуков с,сь в словах-названиях лесных обитателей (лиса, барсук, сорока, лось), соедините картинки с домиком (позиции звуков отмечены синими и зеленой фишкой).

7.Упражнение «Путаница»

 Вывешивается плакат «Дикие животные» (наложенные картинки).

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и назвать диких животных, изображенных на ней.

8. Динамическая пауза

По-лосиному красиво

Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над го­ловой, пальцы раздвинуты.

Ходит лось в лесу густом.

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

Бег на носках.

И по-заячьи зайчишка

Все спешит запутать след.

Прыжки на двух ногах вправо-влево.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет. (В. Степанов)

Ходьба на внешнем своде стопы.

9. Театрализованная деятельность «Как звери готовились к зиме?»

 Педагог предлагает детям превратиться в лесных обитателей и рассказать о том, как они подготовились к зиме.

Дети надевают маски, разыгрывают сценку (см. приложение).

10. Чтение

 На доске вывешивается печатный материал – слова с пропущенной буквой «С» (буква «с»закрыта снежинкой).

-Давайте прочитаем слова, которые написала для нас Ученая сова.

Дети читают слова.

11.Подведение итогов занятия

-Где мы сегодня побывали?

-Какие звуки научились различать?

-Какой буквой они обозначаются?

 

Приложение

Драматизация «Как звери готовились к зиме»

Автор

По завалам, по оврагам шел медведь хозяйским шагом.

Медведь

-Отвечайте, звери, мне

— Вы готовы ли к зиме?

Все вместе: да!

Автор

-Вот ответили лисицы.

Лисицы

—  Мы связали рукавицы.

Рукавицы новые,

Мягкие, пуховые.

   Автор:

   —Отвечали заиньки.

   Зайцы

-А у нас есть валенки.

Что нам вьюга, да метель.

Хочешь, Мишенька, примерь.

Автор

И мышата не зевали.

Мышата

-В норку зерна мы таскали.

Если есть еда зимой,

Не замерзнем мы с тобой.

Автор

-Вылез еж из-под листвы.

 Ежик

—Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе — грибов кадушка.

Автор

 — Смотрит  белка из дупла.

 Белка

-Я орешков припасла.
Высоко мое дупло.
В нем и сухо, и тепло.

Автор:

-И у ос медведь спросил.

1-я оса

-Осы осенью желтее, полосатее и злее.

Вкусный бабушкин компот нам покоя не дает.

2-я оса

-И варенье и повидло есть у вас,

А нам обидно.

Автор

Обошел медведь весь лес и в берлогу спать залез, в пасть засунул лапу он и увидел сладкий сон.

Список литературы

  1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду -М.: «Сфера»,2004.
  2. Бобылева З.Т.Игры с парными картинками. Звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. – М.:ООО «Издательство Гном и Д»,2007.
  3. Интернет ресурсы:

www.evakulina.narod.ru

www.razymniki.ru

www.prozagadki.ru

www.podkat.ru

www.pogoda3narod.ru

www.megasoft.ru