Автор: Краюшкина И.А. – учитель-логопед МБДОУ д/с №138 «Песенка» г.Брянск.
Задачи:
Закрепить знания о звуках с-сь, букве С,с, полученные ранее;
- Упражнять в дифференциации звуков с-сь в слогах, словах, предложениях, связной речи;
- Продолжать работу по определению позиции звука в слове;
- Отрабатывать навык чтения в словах;
- Упражнять в употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа;
- Продолжать работу над дикцией;
- Развивать фонематический слух, мышление, внимание, память, зрительное восприятие, общую моторику;
- Воспитывать интерес детей к театрализованной деятельности.
Оборудование:
картинки: сова, листья, осень, лиса, предметные картинки со звуками с, сь; пособие «Найди домик»; пособие «Путаница»; печатные материал: слова; карандаши, маски диких животных, силуэты ваз (синяя и зеленая вазы), кассета с записью звуков осеннего леса; декорации: деревья, пни, листья
Ход занятия
1.Организационный момент
Самомассаж мышц головы и шеи:
«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
- «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.
- «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
- «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от
середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
Артикуляционная гимнастика:
«Горка»
- «Почистим нижние зубки»
- «Заборчик»
2. Введение в тему занятия
Загадки.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом. (Лиса)
Всю ночь летает — мышей добывает.
А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)
Педагог спрашивает у детей:
— Какие звуки чаще других слышны в словах-отгадках? (С,Сь)
-Расскажите об этих звуках? (Характеристика звука, артикуляционный уклад)
Логопед сообщает детям о том, что сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки С-Сь и для этого отправимся на прогулку в осенний лес.
Звучит аудиозапись: звуки осеннего леса. Дети перемещаются на лесную поляну.
3.Речевая игра «Эхо».
Логопед предлагает детям поиграть в игру «Эхо».
Ес-ес-ес — мы идем в лес.
Са-са-са – в лесу живет лиса.
Ось-ось-ось – важно ходит лось.
Сну-сну-сну – видим мы сосну.
Стья – стья –стья –на земле листья.
Дети повторяют чистоговорки.
4. Д/и «Осенний букет» (дифференциация звуков с-сь)
Педагог декламирует стихотворение и раздает детям предметные картинки в виде кленовых листьев:
Листья с осин осыпаются осенью,
Листья и с клёна слетят,
Осень оставит одетыми сосенки —
Пусть до весны постоят.
-Давайте составим из листьев осенние букеты. Около синей вазы разместите предметные картинки со звуком «с», около зеленой – картинки со звуком «сь».
Вывешиваются контурные изображения: синяя и зеленая вазы.
-Дети распределяют листья по вазам.
5.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать кулачки)
Будем листья собирать
Листья клена, (Поочерёдно загибать пальцы, начиная с мизинца)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Вытянуть вперёд ладошки)
6. Упражнение «Найди свой домик»
Дети садятся за столы. На столах индивидуальные листы к упражнению «Найди свой домик».
-Определите позицию звуков с,сь в словах-названиях лесных обитателей (лиса, барсук, сорока, лось), соедините картинки с домиком (позиции звуков отмечены синими и зеленой фишкой).
7.Упражнение «Путаница»
Вывешивается плакат «Дикие животные» (наложенные картинки).
Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и назвать диких животных, изображенных на ней.
8. Динамическая пауза
По-лосиному красиво
Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты.
Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо
Семенит мышонок в дом.
Бег на носках.
И по-заячьи зайчишка
Все спешит запутать след.
Прыжки на двух ногах вправо-влево.
По-медвежьи ходит мишка,
Косолап он с детских лет. (В. Степанов)
Ходьба на внешнем своде стопы.
9. Театрализованная деятельность «Как звери готовились к зиме?»
Педагог предлагает детям превратиться в лесных обитателей и рассказать о том, как они подготовились к зиме.
Дети надевают маски, разыгрывают сценку (см. приложение).
10. Чтение
На доске вывешивается печатный материал – слова с пропущенной буквой «С» (буква «с»закрыта снежинкой).
-Давайте прочитаем слова, которые написала для нас Ученая сова.
Дети читают слова.
11.Подведение итогов занятия
-Где мы сегодня побывали?
-Какие звуки научились различать?
-Какой буквой они обозначаются?
Приложение
Драматизация «Как звери готовились к зиме»
Автор
—По завалам, по оврагам шел медведь хозяйским шагом.
Медведь
-Отвечайте, звери, мне
— Вы готовы ли к зиме?
Все вместе: да!
Автор
-Вот ответили лисицы.
Лисицы
— Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
Автор:
—Отвечали заиньки.
Зайцы
-А у нас есть валенки.
Что нам вьюга, да метель.
Хочешь, Мишенька, примерь.
Автор
— И мышата не зевали.
Мышата
-В норку зерна мы таскали.
Если есть еда зимой,
Не замерзнем мы с тобой.
Автор
-Вылез еж из-под листвы.
Ежик
—Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе — грибов кадушка.
Автор
— Смотрит белка из дупла.
Белка
-Я орешков припасла.
Высоко мое дупло.
В нем и сухо, и тепло.
Автор:
-И у ос медведь спросил.
1-я оса
-Осы осенью желтее, полосатее и злее.
Вкусный бабушкин компот нам покоя не дает.
2-я оса
-И варенье и повидло есть у вас,
А нам обидно.
Автор
—Обошел медведь весь лес и в берлогу спать залез, в пасть засунул лапу он и увидел сладкий сон.
Список литературы
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду -М.: «Сфера»,2004.
- Бобылева З.Т.Игры с парными картинками. Звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. – М.:ООО «Издательство Гном и Д»,2007.
- Интернет ресурсы: