Весенние приключения

Автор —  Омельченко Наталья Николаевна, учитель-логопед МБДОУ  Белоярский детский сад «Огонёк»,  с.Белый Яр, Республика Хакасия.

СКАЧАТЬ презентацию к занятию » Весенние приключения»

 

Цель:

Обобщение представлений о весне как времени года, с опорой на мнемотаблицу.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

·        Расширять и активизировать словарь детей по данной теме;

Закреплять навыки:

·        согласование существительных с прилагательными;

·        составлять слова из слогов.

·        согласовыватьместоимения (мой, моя) с существительными;

·        определять одушевлённый и неодушевлённый предмет;

·        деление слов на слоги;

·        согласование числительных с существительными;

 

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие:

·        мелкой и общей моторики;

·        координации движений с речью;

·        внимания, воображения, восприятия;

·        речевой активности;

·        фонематического восприятии;

 

Воспитательные задачи:

·        развивать коммуникативные компетентности;

·        желание узнавать новое и интересное;

 

Словарная работа: Ледоход, март, апрель, май.

 

Интеграция:  «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

 

Оборудование: мультимедийная презентация, объёмное солнышко, магнитное дерево, 6 конвертов со слогами, льдины с буквами – слово(ледоход), картинки –отгадки (скворечник, подснежник, сосулька,грач), подснежники на каждого ребёнка для пальчиковой гимнастики.

 Ход НОД:

Собрались мы с вами в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся

 

Логопед:(электронное письмо)-Дорогие ребята, здравствуйте. Пишет вам Весна. У меня случилась беда. Пока я проверяла свои владения, в лесу налетел сильный ветер. Он открыл волшебный сундучок, где находились весенние картинки, и теперь, чтобы их найти, вам придётся пройти несколько испытаний. За каждое правильно выполненное испытание вы будете получать по весенней картинке из которых вы в конце путешествия составите рассказ о весне.

Логопед: Ребята, поможем Весне собрать картинки?

Дети:

Да!

Логопед:

Давайте вспомним:

·        после какого времени года  наступает весна?

·        перед каким временем года идет весна?

Дети:

Весна наступает после зимы.

Она бывает перед летом.

Логопед:

 Ребята, как вы думаете, почему весной тает снег, лёд, бегут ручьи?

Дети:

Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

Логопед:

 

А наше солнышко  заколдовал ветер, все лучики   спрятал, и оно стало грустным.

Без имени-1

Логопед:

А ведь оно главный помощник у весны. Чтобы у солнышка появились лучики, нам нужно сказать какое солнышко

Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам.

Без имени-2

Логопед: Молодцы!  за это получаете вот такую картинку (солнышко)слайд. Давайте поиграем с солнышком.

 

Физминутка: «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!

 

Дети ритмично скрещивают
руки над головой.
Плавно покачивают руки вверху.
Ритмично потирают щеки.

Ритмично постукивают пальцем по носу.

 

Логопед:Нам пора отправляться дальше

Посмотрите, какое дерево,

3

оно не простое, ( на дереве висят слоги), вам нужно составить весенние слова из  слогов, спрятанных в одинаковых геометрических фигурах.

 

Дети составляют слова из слогов (вет-ка, ве-тер, поч-ки, лис-тик,  тра-ва, де-ре-во).

4

Логопед: Молодцы! Вы справились   заданием и за это получаете вторую картинку  веточка с листочками.(слайд)

 

Логопед:  нам пора отправляться в путь, и вот следующее задание . Весной на реках  и озёрах  тает  лед, посмотрите какие льдины преградили нам путь, а чтобы перебраться через реку нам нужно составить слово.

нужно поставить в слове буквы по порядку возрастания цифр (составляем слово, объясняем значение) 

5

Логопед: Молодцы! Вы справились   заданием и за это получаете вот такую картинку (река весной ).слайд

Логопед:А теперь чтобы отгадать загадки нужно встать на волшебные точки.(наклеены цветные кружочки )

1.На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик, и певец.
 Скворечник 

6

2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает
.  Подснежник

7

3.Морковка бела
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело —
Всю морковку съело.  
Сосулька

8

4.Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам …
Грачи

9

Молодцы!  Отгадали загадки.

А теперь внимательно посмотрите на картинки – отгадки.

И. «Исключи лишнюю картинку»

·        Раздели  каждое слово на слоги. Какой предмет  лишний ? Почему?(скворечник, подснежник, , сосулька, грач)

·        Назови лишний предмет по отношению МОЙ, МОЯ?(Сосулька)

·        Про какой предмет можно сказать КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? Какой предмет лишний?(грач)

Логопед: Молодцы! Получаете вот такую картинку (картинка  перелётной  птицы).слайд

Физминутка и развитие слухового внимания.

 Логопед:   Я буду называть слова, а вы хлопните , когда услышите «весеннее» слово.  (идут по кругу под музыку)

Мороз, март, снегопад, ледоход, почки, метель, оттепель, апрель, капель, земляника, проталина, подберёзовик, берёзовый сок, травка, снеговик, подснежник, снегурочка, первоцвет, листик, вьюга, май , урожай, ручеёк, гололёд, ромашка, сосулька.

Логопед: Молодцы!

Сколько весенних месяцев?

Как они называются?

Логопед: Молодцы! Вы справились с  заданием и за это получаете вот такую картинку (картинка  М- три кружочка обозначают месяцы)слайд.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» и упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 Вот на полянке выросли маленькие беззащитные подснежники. Посчитаем их:
1 маленький подснежник,
2 маленьких подснежника,
3 …,
5 маленьких подснежников.

(Ставим поочерёдно пальчики, начиная с большого)

Злые люди хотят сорвать цветы, давайте спрячем их под пальчиками правой руки.
Спасли цветы, молодцы.
Получаете картинку (Подснежник)слайд

Логопед:  Ну вот посмотрите на экран мы свами собрали все весенние картинки. Давайте составим по каждой картинке предложения начиная с солнышка.

Дети составляют рассказ.

Логопед: Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – весна.

 Рефлексия . -На этом наше путешествие закончилось.

Весна благодарит вас и дарит вам солнышко .

11

Список литературы.

  1. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие» АЙРИС ПРЕСС,М.,2004.
  2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», С — П.,2003
  3. Т. А. Ткаченко Использование схем в составлении описательных рассказов — Дошкольное воспитание — 1990 — № 10 — с.16.

4.      Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. — М.: 1981. С.345

5.      Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. — М.: Эксмо, 2006 С. 346

6.      Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова., Е.М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.