Автор: Ростовская Татьяна Викторовна, учитель-логопед школы №7 VIII вида г.Воркуты
Тема занятия: «Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Тип занятия: закрепление.
Лексическая тема: « Путешествие в весенний лес».
Цель занятия: учить правильному и точному выбору прилагательных во множественном числе при работе над описанием весеннего леса.
Задачи занятия:
1. Образовательные.
-совершенствовать умение склонять имена прилагательные во множественном числе, определять их падеж, правильно писать окончания
2.Коррекционно – развивающие.
-развивать речевые умения, практические умения употребления имен прилагательных во множественном числе в речи ,память, мыслительные операции(аналогию ,обобщение ),коммуникативные способности ,познавательный интерес ,орфографическую зоркость.
3.Воспитательные.
-воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности и к живой природе.
-умению общаться друг с другом.
Оснащение занятия:
Карточки для речевой разминки, карточки- словосочетания ,памятки с правилами ,разрезные картинки-пазлы ,готовые таблицы для самостоятельной работы, коврик «проталины», аромалампа, украшения «цветы», перфоконверты, сюрпризы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Подготовительный этап.
Цель: приветствие , положительный настрой на занятие, подготовка к речевой разминке.
— Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! Сегодня замечательный день, весенний день !на улице:
светит……—..солнце
щебечут..птицы
капают..сосульки
тает..-..снег
природа просыпается!
-Пусть ваше настроение будет таким же живым и радостным ,как наш пейзаж за окном!
-Вы знаете ,что на логопедическом занятие ,мы учимся и стараемся говорить-четко ,громко и полными фразами.
2.Речевая гимнастика.
Цель: активизация мышц артикуляционного аппарата, составление из слогов слов и словосочетаний.
-Прочтем слоги.
1.сел,ел, ес, лес
(отдельно,на одном дыхании,под ударением).
2.вес,сен,ни,ний.
-Назовите в первом ряду слово –предмет.
-Составьте слово из слогов.
-Какое словосочетание у нас получится
Ответы детей: (Читают данные слоги).
-Лес
-Весенний
-Весенний лес.
3.Постанока целей и темы занятия.
-Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в весенний лес ,повторим приметы весны, вспомним часть речи «прилагательное».
Основная часть
-Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в весенний лес ,повторим приметы весны, вспомним часть речи «прилагательное».
Повторение пройденного материала. -задание: Ребята во время просмотра, будьте внимательны ,и обратите внимание ,на признаки весны ,которые встретятся вам во время просмотра видеоролика.
-Готовы,смотрим.(просмотр видеоролика «Весенний лес».)
Просмотр видеоролика.
-сейчас все внимание на доску ,здесь записаны
слова-предметы.(сосульки,проталины,ручьи,листья,цветы,грибы,ягоды,птицы,животные).Все ли эти слова встретились вам во время видео-экскурсии?
-В каком числе выражены слова?(Во множественном, дети по очереди стирают с доски лишние слова.)
-Какую часть речи мы изучали на прошлом занятие?(имя прилагательное)
-Кто скажет определение имени прилагательного?( Имя прилагательное –это часть речи которая обозначает признак придмета и отвечает на воросы: какой ?какая? какое?какие?)
-Давайте сегодня продолжим тренироваться в склонении прилагательного во множественном числе.
-Что значит склонение?( Изменение по падежам. )
Давайте вспомним на какие вопросы отвечает прилагательное во множественном числе.( Дети повторяют вопросы.)
2.Работа у доски. -Подберем к данным словам- предметам,слова признаки.(уч-ся предлагается выбрать из набора слов подходящее по смыслу,и составить словосочетание).
Слова:первые,большие,звонкие,перелетные. Уч-ся работают у доски.(подбирают слова и читают словосочетания).
3.Складывают разрезную картинку (Уч-ся собирают пазлы.)
4.Письменная работа.
Вид работы :таблица.
Цель: Закрепить навык склонение прилагательного.
-Сейчас нам предстоит ,письменное задание ,но начало выполним практическую работу.
Задание : надо собрать картинку с весенним пейзажем ,где вы сможете увидеть природу весной ,а самое главное вы разработайте кисти рук и пальцы ,и подготовите руки к письму.
-Что интересного вы увидели ?Какие признаки весны на картинке?
Далее дети выполняют работу в таблице,на три словосочетания,один уч-ся работает у доски ,все участвуют в обсуждениях.
Вывод: назовите окончания прилагательных. Уч-ся собирают пазлы.
Ответы дете
Уч-ся повторяют окончани прилагательных и закрепляют знания .
5.Динамическая пауза.
Цель: снятие мышечного напряжения ,предупреждение усталости уч-ся.
-Мы много работали,поэтому надо отдохнуть и совершить прогулку по весеннему лесу.
1.Зрительная гимнастика.
-Весной просыпается природа, возвращаются птицы ,а как вы думаете ,кто в живой природе еще просыпается?( Первые насекомые.) -Давайте последим за ними.
(видео-анимация «насекомые»).
Дети следят глазами за бабочками.
2.Физ.минутка.(на полу лежит «коврик-проталины»).
-Пройдем друг за другом, наступая на каждую проталину, не толкаемся п.ч. кругом снег, лужи, ручьи, болота и сугробы. Кто прошел по проталинам, остановитесь и сделайте глубокий вдох, будем вдыхать свежий весенний воздух.( Дети выполняют задания по инструкции логопеда.)
3.Дыхательная гимнастика.
-Почувствуйте какой приятный аромат ,делаем вдох ,выдох ,закройте глаза и наполняйтесь свежестью первых цветов.
(Дети выполняют задания по инструкции логопеда.)
Задание на внимание. Словарная работа.
-Откроем глаза, сосредоточимся и посмотрим вокруг.
Задание: каждому нужно найти в классе первый цветок.
( Дети ищут в классе цветы.)
-Ребята садимся на свои места и запишем название этих цветов
(мать и мачеха ,первоцвет).
. Записывают в тетрадь название этих цветов ,произносят.
Какие первые цветы вы еще знаете?
-Запомните эти названия первых цветов, они открывают весну.
Пожалуйста подберите к данным цветам слова признаки
Заключительная часть.
-Мы хорошо отдохнули, и далее вернемся к нашей теме занятия и выполним индивидуальное задание ,где вы сможете оценить себя и свои знания.
-Перед вами билеты-лепестки с заданием ,я попрошу каждого вытянуть свой билет и сесть на свои места.(логопед раздает перфоконверты и обьясняет задание).
Словосочетания:
Густыелеса
Высокиегоры
Березовыерощи
Лесныетропы
(Дети вытягивают билеты и выполняют индивидуальную(проверочную) работу.По окончанию работы ,уч-ся сами себя проверяют и оценивают.)
-Ребята в заключение нашего занятия хочется подвести итог.
-Какую часть речи мы сегодня повторили на занятии?(имя прилагательное).
-Как по другому называется изменение частей речи по падежам?(склонение по падежам).
-Какие падежи существуют в русском языке?
-Какую часть речи и в каком числе мы склоняли?
-Назовите вопросы на которые отвечают имена прилагательные во множественном числе?
-Как вы себя оцениваете?(ответы детей)
— Вы все молодцы!!! Мне хочется завершить наше занятие таким стихотворением:
Я ЗНАЮ ЧТО ЭТОТ УРОК ПОРАДОВАЛ ВСЕХ
И КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ОЩУТИЛ СВОЙ УСПЕХ!!!Спасибо! Наше занятие подошло к концу.