Конспект открытого логопедического занятия для учащихся с ОНР средней степени 6 класса школы VIII вида

Автор: Ростовская Татьяна Викторовна, учитель-логопед школы №7 VIII вида г.Воркуты

 

Тема занятия: «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Тип занятия: закрепление.

Лексическая тема: « Путешествие в весенний лес».

Цель занятия: учить правильному и точному выбору прилагательных во множественном числе при работе над описанием весеннего леса.

Задачи занятия:

1. Образовательные.

-совершенствовать умение склонять  имена прилагательные во множественном числе, определять их падеж, правильно писать окончания

2.Коррекционно – развивающие.

-развивать речевые умения, практические умения употребления имен прилагательных во множественном числе в речи ,память, мыслительные операции(аналогию ,обобщение ),коммуникативные способности ,познавательный интерес ,орфографическую зоркость.

3.Воспитательные.

-воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности  и к живой природе.

-умению общаться друг с другом.

Оснащение занятия:

Карточки для  речевой  разминки, карточки- словосочетания ,памятки с правилами ,разрезные картинки-пазлы  ,готовые таблицы для самостоятельной работы, коврик «проталины», аромалампа,  украшения «цветы», перфоконверты, сюрпризы.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Подготовительный этап.

Цель: приветствие  , положительный настрой на занятие, подготовка к речевой разминке.

— Здравствуйте  ребята, здравствуйте гости! Сегодня замечательный день, весенний день !на улице:

светит……—..солнце

щебечут..птицы

капают..сосульки

тает..-..снег

природа просыпается!

-Пусть ваше настроение будет таким же живым и радостным ,как наш пейзаж за окном!

-Вы знаете ,что на логопедическом занятие ,мы учимся и  стараемся говорить-четко ,громко и полными фразами.

2.Речевая гимнастика.

Цель: активизация мышц артикуляционного аппарата,  составление из слогов слов и словосочетаний.

 

-Прочтем  слоги.

1.сел,ел, ес, лес

(отдельно,на одном дыхании,под ударением).

2.вес,сен,ни,ний.

-Назовите в первом ряду слово –предмет.

-Составьте слово из слогов.

-Какое словосочетание у нас получится

Ответы детей: (Читают данные слоги).

-Лес

-Весенний

-Весенний лес.

3.Постанока  целей и темы занятия.

-Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в весенний лес ,повторим приметы весны, вспомним часть речи «прилагательное».

 

Основная часть

-Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в весенний лес ,повторим приметы весны, вспомним часть речи «прилагательное».

Повторение пройденного материала.   -задание: Ребята  во время просмотра, будьте внимательны ,и обратите внимание ,на признаки весны ,которые встретятся вам во время просмотра видеоролика.

-Готовы,смотрим.(просмотр видеоролика «Весенний лес».)

 Просмотр видеоролика.

-сейчас все внимание на доску ,здесь записаны

слова-предметы.(сосульки,проталины,ручьи,листья,цветы,грибы,ягоды,птицы,животные).Все ли эти слова встретились вам во время видео-экскурсии?

-В каком числе выражены слова?(Во множественном, дети по очереди стирают с доски лишние слова.)

-Какую часть речи мы изучали на прошлом занятие?(имя прилагательное)

 

-Кто скажет определение имени прилагательного?( Имя прилагательное –это часть речи которая обозначает признак придмета и отвечает на воросы:  какой ?какая? какое?какие?)

 

-Давайте сегодня продолжим тренироваться в склонении прилагательного во множественном числе.

-Что значит склонение?( Изменение по падежам. )

Давайте вспомним  на какие вопросы отвечает прилагательное во множественном числе.( Дети повторяют вопросы.)

2.Работа у доски. -Подберем к данным словам- предметам,слова признаки.(уч-ся предлагается выбрать из набора слов подходящее по смыслу,и составить словосочетание).

Слова:первые,большие,звонкие,перелетные. Уч-ся работают у доски.(подбирают слова и читают словосочетания).

3.Складывают разрезную картинку (Уч-ся собирают пазлы.)

4.Письменная работа.

Вид работы :таблица.

Цель: Закрепить навык склонение прилагательного.

-Сейчас нам предстоит ,письменное задание ,но начало выполним практическую работу.

Задание : надо собрать картинку с весенним пейзажем ,где вы сможете увидеть природу  весной ,а самое главное вы разработайте кисти рук и пальцы ,и подготовите руки к письму.

-Что интересного вы увидели ?Какие признаки весны на картинке?

Далее дети выполняют работу в таблице,на три словосочетания,один уч-ся работает у доски ,все участвуют в обсуждениях.

Вывод: назовите окончания прилагательных. Уч-ся собирают пазлы.

Ответы дете

Уч-ся повторяют окончани прилагательных и закрепляют знания .

5.Динамическая пауза.

Цель: снятие мышечного напряжения ,предупреждение усталости уч-ся.

-Мы много работали,поэтому надо отдохнуть и совершить прогулку по весеннему лесу.

1.Зрительная гимнастика.

-Весной просыпается природа, возвращаются птицы ,а как вы думаете ,кто в живой природе еще просыпается?( Первые насекомые.) -Давайте последим за ними.

(видео-анимация «насекомые»).

Дети следят  глазами  за бабочками.

2.Физ.минутка.(на полу лежит «коврик-проталины»).

-Пройдем друг за другом, наступая на каждую  проталину, не толкаемся п.ч. кругом снег, лужи,  ручьи, болота и сугробы. Кто прошел по проталинам, остановитесь и сделайте глубокий вдох, будем вдыхать свежий весенний воздух.( Дети выполняют задания по инструкции логопеда.)

3.Дыхательная гимнастика.

-Почувствуйте какой приятный аромат ,делаем вдох ,выдох ,закройте глаза и наполняйтесь свежестью первых цветов.

(Дети выполняют задания по инструкции логопеда.)

Задание на внимание. Словарная работа.

-Откроем глаза, сосредоточимся и посмотрим вокруг.

Задание: каждому нужно найти в классе первый цветок.

(  Дети ищут в классе цветы.)

-Ребята садимся на свои места и запишем название этих цветов

(мать и мачеха ,первоцвет).

. Записывают в тетрадь название этих цветов ,произносят.

Какие первые цветы вы еще знаете?

-Запомните эти названия первых цветов, они открывают весну.

Пожалуйста  подберите к данным цветам слова признаки

Заключительная часть.

-Мы хорошо отдохнули,  и далее вернемся к нашей теме занятия и выполним  индивидуальное задание  ,где вы сможете оценить себя и свои знания.

-Перед вами билеты-лепестки  с заданием ,я попрошу каждого вытянуть свой билет и сесть на свои места.(логопед раздает перфоконверты и обьясняет задание).

Словосочетания:

Густыелеса

Высокиегоры

Березовыерощи

Лесныетропы

(Дети вытягивают билеты и выполняют индивидуальную(проверочную) работу.По окончанию работы ,уч-ся сами себя проверяют и оценивают.)

-Ребята в заключение нашего занятия хочется подвести итог.

-Какую часть речи мы сегодня повторили на занятии?(имя прилагательное).

-Как по  другому называется изменение частей речи по падежам?(склонение по падежам).

-Какие падежи существуют в русском языке?

-Какую часть речи и в каком числе мы склоняли?

-Назовите  вопросы на которые отвечают имена прилагательные во множественном числе?

-Как вы себя оцениваете?(ответы детей)

— Вы все молодцы!!! Мне хочется завершить наше занятие  таким стихотворением:

Я  ЗНАЮ ЧТО ЭТОТ УРОК ПОРАДОВАЛ ВСЕХ

И КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ОЩУТИЛ СВОЙ УСПЕХ!!!Спасибо! Наше занятие подошло к концу.