Игра «Умная дорожка» (многофункциональная)

Автор — Пахтусова Марина Николаевна, учитель — логопед МБОУ «Урдомская Основная Общеобразовательная школа»  структурное подразделение  детский сад « Малышок», пгт. Урдома, Архангельская область.

 

Уважаемые учителя-логопеды ДОУ. Предлагаю вашему вниманию пособие   «Умная дорожка». С помощью этой дорожки можно закреплять знания о цвете, цифрах, счёте и главное-о звуках. Длина её от дверей и до места (стола), за которым мы занимаемся. Возле цифр 2! и 5!прикреплены восклицательные знаки для того, чтобы дети были внимательны при ответах и не делали ошибок. Обычно на этих цифрах дети ошибаются в проговаривании окончаний. Цифры сделаны из самоклеющей бумаги. Размер их: 20 на 15. Перед цифрой 1- стартовая полоска, за которую встаёт ребёнок.

Все эти задания-упражнения, представленные ниже,  можно проводить  в любой части непосредственно — образовательной деятельности.

Буду рада, если моя задумка кому-то  поможет в работе!

 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Главная цель закрепление поставленного звука  изолированно,  в словах, в словосочетаниях.                                            

           1.Пробеги по дорожке , напевая песенку:

Цели игры:

1.Закрепить произношение изолированного звука.

2.Следить за выполнением правильного диафрагмального дыхания.

Песенки можно придумать на любой звук. Например:

Песенка  Жука – «Ж»             Песенка Ветра — «Ш»

Песенка  Водички — «С»         Песенка самолёта – «Л»…и т.д.

 

Детям нравится, когда они эти песенки поют вместе с игрушками (жучком — «Ж», самолётиком- «Л», вертолётом- «Р», комаром , мухой–«З»,

с зелёными султанчиками — листочками, змейкой — «Ш» и так далее).

2

2.Придумай слово, в названии которого есть заданный звук в начале, в середине или в конце слова и посчитай до заданной цифры.

Цели игры:

1.Закреплять поставленный звук в слове.

2.Продолжать развивать фонематический слух.

3.Упражнять в  звуковом  анализе  слова.

4.Закреплять счёт в прямом и обратном порядке, согласовывая существительное с числительным в заданном роде и падеже.

5.Развивать творческие способности детей.

Обычно  дети ошибаются в произношении окончаний на цифрах 2и 5. В помощь им я прикрепила восклицательные знаки рядом возле этих цифр. Это  значит –« ВНИМАНИЕ! ПОДУМАЙ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО

Если ребёнок проговаривает окончания с ошибками, то помогаю ему вопросами.

Например: нужно было придумать слово со звуком «Л» в конце слова. Ребёнок придумал слово СТУЛ. Его задача — посчитать стулья до цифры 6.

Дети могут ошибаться и начать считать так — один стул, два стул, три стул, четыре стул и т.д. Если они делают ошибки, я им помогаю вопросами.

-Один что? — Стул.

-Два чего?- Стула.

-Три чего?- Стула и т.д.

Обязательно привожу собственные примеры с ошибками и без, чтобы дети могли исправить и мои ошибки, и закрепить правильное произношение  окончаний в словах.

3. Игра «Глухой-звонкий»

Цели игры:

1.Закреплять произношение изолированного  звука.

2.Развивать фонематическое восприятие.

3.Упражнять в звуковом анализе слова.

4.Дифференцировать парные звонкие-глухие согласные.

4.Развивать силу голоса.

5.Развивать воображение, мышление, творческую активность.

Эта игра особенно полезна для тех детей, которые оглушают звонкие звуки.  После закрепления знаний о глухих и звонких звуках, можно дать следующие задания:

-Пройди по дорожке. Наступая на каждую цифру, произноси песенку  Водички –«С-С-С-С-С», а теперь обратно, включая голос, пропой песенку Комара – «З-З-З-З-З-З»..и так далее со всеми нужными звуками.

Внимание! На каждую цифру один  короткий звук!

  • Песенка Водички -«С» — Песенка Комара-«З».
  • Песенка Ветра, Змеи, Гуся, Шин-«Ш» — Песенка Жука, Мухи, Пчелы –«Ж».
  • Песенка маленького Паровозика-«П» -Песенка огромного Паровоза –«Б»-звук от выходящего пара из трубы.
  • Песенка ласковой Волны — «Ф»- Песенка холодной Вьюги-«В».
  • Песенка маленькой Капельки — «К» — Песенка большого шагающего Слона – «Г».
  • Песенка пробегающей по травке маленькой Мышки – «Т» -Песенка Дятла –«Д».Можно придумать свои песенки.

3
4

4.Отгадай загадкуи выполни задание.

Цели игры:

1.Закреплять поставленный звук в слове, согласовывая существительное с числительным.

2.Развивать логическое мышление.

3.Упражнять в звуковом анализе слова.

Ребёнку предлагается отгадать загадку и назвать первый звук в слове-отгадке. Придумываю слово с заданным звуком  и  предлагаю ребёнку-логопату посчитать до определённой цифры это слово-предмет.

Если ребёнок быстро отгадывает загадку и называет первый звук, то придумать слово с заданным звуком предлагаю ему самому. Чаще всего так и бывает.

5.Закрепление звука во фразе.

Цели игры:

1.Закреплять поставленный звук во фразе.

2.Учить согласовывать имя существительное женского, мужского и среднего рода с именем прилагательным.

После того, как ребёнок вошёл в кабинет, показываю ребёнку картинку (она у меня приготовлена в кармашке на дверях). У меня их три. Над кармашками прикреплены слова ОН, ОНА, ОНО. Вставляю картинки разные по: форме, цвету, размеру и так далее. Но! В существительном и прилагательном должен быть закрепляемый звук.

Например: звук «Л».  Выбираю нужную картинку — жёлтое солнышко, спрашиваю:

5

— Это что?

-Ответ ребёнка – солнце, солнышко.

-Какого цвета солнышко?

-Ответ ребёнка – жёлтого.

— Солнышко какое?

-Ответ ребёнка – жёлтое.

Или со звуком «С»-высокий стул. Со звуком «Р»-красное ведро.
 6  7

 

Со звуком «Ш»- пушистая кошка Со звуком «Ль»-зелёные листья
 8  9

Предлагаю посчитать получившееся словосочетание  до трёх, четырёх, пяти и так далее, проходя до места, где мы занимаемся с ребёнком

6.Разноцветные цифры

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Цели игры:                          

1. Закрепить звук в словах.

2. Закрепить  название цвета.

3.Закрепить названия цифр.

4. Учить ориентироваться в пространстве, закрепляя понятия: далеко, близко, справа, слева, между, перед, за.

Задания можно дать следующие:

  • Найти цифру(ы), в названии которой(ых) есть звук «Ш», «Рь», «Ч», «Сь» и другие звуки.
  • Найди и назови цифры определённого  цвета.

·    Ребёнок встаёт на заданную цифру. Задаю вопрос: «Какая цифра находится перед тобой, какая за тобой?» Предлагаю ребёнку сойти с заданной цифры. Спрашиваю: « А какая была между ними? На какой цифре ты стоял?

В проговаривании слов, цифр должен быть закрепляемый звук.

Закрепление цвета на цифрах беру в зависимости от диагноза.

11