Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте
(подготовительная логопедическая группа)
Автор: Кутузова Н. А.- учитель- логопед детского сада № 68 ОАО «РЖД»
Цель:
· Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;
· Совершенствовать навыки звукового анализа слов;
· Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
· Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «потому что»;
· Упражнять в образовании относительных прилагательных;
· Обогащать и активизировать словарный запас;
· Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Оборудование:
· Настольные зеркала;
· Пособие «Часы»;
· Пособие «Скажи ласково»;
· Сигнальные флажки;
· Схема характеристики звука;
· Фишки для составления схемы слова;
· План путешествия;
· Картинки с героями сказок.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Логопед
-Ребята, я хочу загадать вам загадку:
Нет ног, а хожу.
Нет рта, а скажу.
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)
-Правильно, это часы. С какого звука начинается это слово?
Дети Со звука [ч].
II. Знакомство с темой занятия.
Логопед
-Вы уже догадались, что сегодня мы будем знакомиться со звуком [ч]. Произнесём все вместе звук [ч]. Посмотрите в зеркала и скажите, в каком положении находится язык и губы? Какой выдох при произнесении звука и работает ли голос?
Дети
Губы вытянуты немного вперёд, между зубами небольшое расстояние, кончик языка находится за верхними зубами, короткая воздушная струя разрывает преграду, голос не работает;
Логопед
Дайте характеристику звука.
Дети -Согласный, всегда мягкий, глухой.
III. Активизация словаря.
На доску вывешиваются картинки часов.
Логопед Ребята, часы бывают разные:
Если они висят на стене – это настенные часы.
Если они висят на башне – это башенные часы.
Если стоят на столе, это какие часы?
Дети -Настольные часы.
Логопед Если их носят на руке?
Дети –Это наручные часы.
Логопед
Есть часы, на которых время измеряют по солнцу –это солнечные часы.
А есть часы, в которых время отсчитывает песок –это песочные часы.
На вокзале тоже есть часы – это вокзальные часы.
Вот отсюда, от здания вокзала, и начнётся наше путешествие.
IV. Развитие фонематического слуха.
Дидактическая игра «Сигнальщики»
У детей на столах зелёные сигнальные флажки
Внимание! Внимание! Пассажирам, отправляющимся на паровозе в сказочное путешествие, необходимо проверить слух! Поднимите сигнальный флажок, если услышите в слове звук [ч]:
Мечта чемодан чудесный
Вагончик стучат станция
Вокзал мчится точный
Прочный колёса встречный
Рельсы качается сказочная
V. Образование префиксальных глаголов.
На доске вывешен план путешествия.
Логопед
От здания вокзала Брянск -1 мы с вами отправимся в путешествие на паровозе. Как паровоз едет, выпускает пар из-под колес: ч-ч-ч.
Ребята, а чтобы мы не сбились с пути, мы захватим с собой план нашего путешествия. Посмотрите на план. Давайте расскажем по плану, что встретится нам в пути.
Дети
От вокзала Брянск-1 наш поезд (отъедет), и по рельсам (поедет). На мостик (заедет), потом с мостика (съедет). Вокруг озера (объедет) и лес (проедет). Речку по мостику (переедет) и в тоннель (въедет), из тоннеля (выедет) и к станции (приедет).
VI. Физминутка. Игра «Поезд».
Дети двигаются в колонне друг за другом, согнув руки в локтях, изображая движение колёс.
В путешествие поедем,
Сказочных героев встретим:
Внучку, Жучку и Бычка -смолянистого бочка,
Черепаху, Буратино и малютку Чиполлино,
А Копатыч без хлопот, нам покажет огород.
Ты, приятель, не зевай, и на тормоз нажимай!
VII. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука в слове.
На доску вывешены картинки с героями сказок: Внучка и Жучка, бычок-смоляной бочок,Снегурочка, Копатыч, Чиполлино.
Логопед
— Поезд привёз нас в сказочную страну. Вот наша первая остановка. Рассмотрите картинки. Каких персонажей вы видите? Из каких сказок эти персонажи? Рассмотрите внимательно картину, назовите слова со звуком [ч], определите место звука [ч] в слове.
Дети отвечают.
VIII. Звукослоговой анализ слов (работа со схемами).
Логопед
— Ребята, помогите нашему другу Чиполлино! Он никогда не ходил в детский сад и не может выложить схемы слов. Давайте подскажем ему, как это сделать!
Дети определяют количество слогов в словах..
Копатыч Жучка Бычок Черепаха
Логопед
А теперь поможем Чипполино выложить схему слова «Бычок»
Дети выкладывают схему слова фишками, дают характеристику звукам.
Вы молодцы, помогли Чиполлино, и мы можем двигаться дальше.
Я стучу, стучу, стучу,
Опоздать я не хочу.
В путешествие повёз
Нас весёлый паровоз.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
К новой встрече я лечу!
IX. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
На доске прикреплёны картинки большого вагона и маленького вагончика.
Логопед
Вот наша вторая остановка. Посмотрите на картинки и скажите, что это? (вагон). А как мы назовем маленький вагон ласково? (вагончик). В каком из двух слов звучит звук [ч]?
У вас на столе конверты, достаньте картинки из конверта. В словах появляется звук [ч] , когда мы говорим о маленьких предметах, говорим ласково. Например: платок- звука [ч] нет, а если мы скажем ласково — платочек – звук [ч] есть? (да). Назовите свои картинки и положите картинку в вагон или вагончик .
Дети
Кувшин я кладу в вагон, а кувшинчик -в вагончик. И т.д.
Пары картинок:
Лодка-лодочка рубашка-рубашечка
Утка-уточка булка-булочка
Кувшин-кувшинчик рама-рамочка
Сумка-сумочка замок-замочек
Ваза-вазочка стакан-стаканчик
кошка-кошечка корзина-корзиночка
Логопед
— Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Мы можем ехать дальше.
Я стучу, стучу, стучу,
Опоздать я не хочу.
В путешествие повёз
Нас весёлый паровоз.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
К новой встрече я лечу!
X. Формирование грамматического строя речи.
Составление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».
Логопед
Паровоз везёт нас дальше и мы встретили героя ещё одной сказки –это Мальчик-с-пальчик. Он очень маленький и поэтому любит задавать много вопросов.
Мальчик–с-пальчик
— Почему прилипли звери к бычку?
Логопед объясняет детям принцип построения сложноподчинённого предложения. Сначала, взяв слова из вопроса, надо сказать, что будете объяснять. Затем, добавив «потому что», дать объяснение.
Дети
— Звери прилипли к бычку, потому что его бочок был в смоле.
Мальчик-с-пальчик
— Почему растаяла Снегурочка?
Дети
— Снегурочка растаяла, потому что наступила весна.
Мальчик-с-пальчик
— Почему Черепаха отдала Буратино ключик?
Дети
— Черепаха отдала Буратино ключик, потому что он добрый.
Мальчик-с-пальчик
— Почему Чиполлино не любит Лимона?
Дети
— Чиполлино не любит Лимона, потому что он обижает слабых.
Мальчик-с-пальчик
-Почему Пятачок плачет?
Дети
-Пятачок плачет, потому что лопнул воздушный шарик.
XI. Подведение итога занятия.
Логопед
— Вот и закончилось наше путешествие. С каким звуком мы познакомились? Назовите героев сказок, в названии которых есть звук [ч].
На следующем занятии мы познакомимся с буквой Ч.
Список используемой литературы:
1.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.-М., «Просвещение»,1985.
2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. – М., 2007.