Железнодорожное путешествие в страну сказок. Знакомство со звуком [Ч]

 

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте

(подготовительная логопедическая группа)

Автор:  Кутузова Н. А.- учитель- логопед детского сада № 68 ОАО «РЖД»

Цель:

·         Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;

·         Совершенствовать навыки звукового анализа слов;

·         Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

·         Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «потому что»;

·         Упражнять в образовании относительных прилагательных;

·         Обогащать и активизировать словарный запас;

·         Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Оборудование:

·         Настольные зеркала;

·         Пособие «Часы»;

·         Пособие «Скажи ласково»;

·         Сигнальные флажки;

·         Схема характеристики звука;

·         Фишки для составления схемы слова;

·         План путешествия;

·         Картинки с героями сказок.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед

-Ребята, я хочу загадать вам загадку:

Нет ног, а хожу.

Нет рта, а скажу.

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.       (часы)

-Правильно, это часы. С какого звука начинается это слово?

Дети  Со звука [ч].

II. Знакомство с темой  занятия.

Логопед

-Вы уже догадались, что сегодня мы будем знакомиться со звуком  [ч]. Произнесём все вместе звук [ч]. Посмотрите в зеркала и скажите, в каком положении находится язык и губы? Какой выдох при произнесении звука и работает ли голос?

Дети

Губы вытянуты немного вперёд, между зубами небольшое расстояние, кончик языка находится за верхними зубами, короткая воздушная струя разрывает преграду, голос не работает;

Логопед

Дайте характеристику звука.

Дети -Согласный, всегда мягкий, глухой.

III. Активизация словаря.

На доску вывешиваются картинки часов.

Логопед Ребята,  часы бывают разные:

Если они висят на стене – это настенные часы.

Если они висят на башне – это башенные часы.

Если стоят на столе, это какие часы?

Дети -Настольные часы.

Логопед  Если их носят на руке?

 Дети –Это наручные часы.

Логопед

Есть часы, на которых время измеряют по солнцу –это солнечные часы.

А есть часы, в которых время отсчитывает песок –это песочные часы.

На вокзале тоже есть часы – это вокзальные часы.

Вот отсюда, от здания вокзала, и начнётся наше путешествие.

IV. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Сигнальщики»

У детей на столах зелёные сигнальные флажки

Внимание! Внимание! Пассажирам, отправляющимся на паровозе в сказочное путешествие, необходимо проверить слух! Поднимите сигнальный флажок, если услышите в слове звук [ч]:

Мечта                                      чемодан                            чудесный

Вагончик                                стучат                               станция

Вокзал                                     мчится                              точный

Прочный                                 колёса                               встречный

Рельсы                                     качается                           сказочная

V. Образование префиксальных глаголов.

На доске вывешен план путешествия.

Логопед

От здания вокзала Брянск -1 мы с вами отправимся в путешествие на паровозе. Как паровоз едет, выпускает пар из-под колес: ч-ч-ч.

Ребята, а чтобы мы не сбились с пути, мы захватим с собой план нашего путешествия. Посмотрите на план. Давайте расскажем по плану, что встретится нам в пути.

Дети

От вокзала Брянск-1 наш поезд (отъедет), и по рельсам (поедет). На мостик (заедет), потом с мостика (съедет). Вокруг озера (объедет) и лес (проедет). Речку по мостику (переедет) и в тоннель (въедет), из тоннеля (выедет) и к станции (приедет).

VI.  Физминутка. Игра «Поезд».

Дети двигаются в колонне друг за другом, согнув руки в локтях, изображая движение колёс.

                            В путешествие поедем,

                            Сказочных героев встретим:

 Внучку, Жучку и Бычка -смолянистого бочка,

                            Черепаху, Буратино и малютку Чиполлино,

                            А Копатыч без хлопот, нам покажет огород.

                            Ты, приятель, не зевай, и на тормоз нажимай!

VII. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука в слове.

На доску вывешены картинки с героями сказок: Внучка и Жучка, бычок-смоляной бочок,Снегурочка, Копатыч, Чиполлино.

Логопед

— Поезд привёз нас в сказочную страну. Вот наша первая остановка. Рассмотрите картинки. Каких персонажей вы видите? Из каких сказок эти персонажи? Рассмотрите внимательно картину, назовите слова со звуком [ч], определите место звука [ч] в слове.

Дети отвечают.

VIII. Звукослоговой анализ слов (работа со схемами).

Логопед

— Ребята, помогите нашему другу Чиполлино! Он никогда не ходил в детский сад и не может выложить схемы слов. Давайте подскажем ему, как это сделать!

Дети определяют количество слогов в словах..

 Копатыч      Жучка        Бычок      Черепаха

Логопед

А теперь поможем Чипполино выложить схему слова «Бычок»

Дети выкладывают схему слова фишками, дают характеристику звукам.

Вы молодцы, помогли Чиполлино, и мы можем двигаться дальше.

                               Я стучу, стучу, стучу,

                               Опоздать я не хочу.

                               В путешествие повёз

                               Нас весёлый паровоз.

                               Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

                               К новой встрече я лечу!

IX. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

На доске прикреплёны картинки большого вагона и маленького вагончика.

Логопед

Вот наша вторая остановка. Посмотрите на картинки и скажите, что это? (вагон). А как мы назовем маленький вагон ласково? (вагончик). В каком из двух слов звучит звук [ч]?

У вас на столе конверты, достаньте картинки из конверта. В словах появляется звук [ч] , когда мы говорим о маленьких предметах, говорим ласково. Например: платок- звука [ч] нет, а если мы скажем ласково — платочек – звук [ч] есть? (да). Назовите свои картинки и положите картинку в вагон или вагончик .

Дети

Кувшин я кладу в вагон, а кувшинчик -в вагончик. И т.д.

Пары картинок:

Лодка-лодочка                                     рубашка-рубашечка

Утка-уточка                                         булка-булочка

Кувшин-кувшинчик                            рама-рамочка

Сумка-сумочка                                    замок-замочек

Ваза-вазочка                                         стакан-стаканчик

кошка-кошечка                                     корзина-корзиночка

Логопед

— Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Мы можем ехать дальше.

                               Я стучу, стучу, стучу,

                               Опоздать я не хочу.

                               В путешествие повёз

                               Нас весёлый паровоз.

                               Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

                               К новой встрече я лечу!

X. Формирование грамматического строя речи.

 Составление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».

Логопед

Паровоз везёт нас дальше и мы встретили героя ещё одной сказки –это Мальчик-с-пальчик. Он очень маленький и поэтому любит задавать много вопросов.

Мальчик–с-пальчик

— Почему прилипли звери к бычку?

Логопед объясняет детям принцип построения сложноподчинённого предложения. Сначала, взяв слова из вопроса, надо сказать, что будете объяснять. Затем, добавив «потому что», дать объяснение.

Дети

— Звери прилипли к бычку, потому что его бочок был в смоле.

Мальчик-с-пальчик

— Почему растаяла Снегурочка?

Дети

— Снегурочка растаяла, потому что наступила весна.

Мальчик-с-пальчик

— Почему Черепаха отдала Буратино ключик?

Дети

— Черепаха отдала Буратино ключик, потому что он добрый.

Мальчик-с-пальчик

— Почему Чиполлино не любит Лимона?

Дети

— Чиполлино не любит Лимона, потому что он обижает слабых.

Мальчик-с-пальчик

-Почему Пятачок плачет?

Дети

-Пятачок плачет, потому что лопнул воздушный шарик.

XI. Подведение итога занятия.

Логопед

— Вот и закончилось наше путешествие. С каким звуком мы познакомились? Назовите героев сказок, в названии которых есть звук [ч].

На следующем занятии мы познакомимся с буквой Ч.

Список используемой литературы:

1.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.-М., «Просвещение»,1985.

2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. – М., 2007.