Авторы: учителя-логопеды НДОУ № 68 ОАО «РЖД»
Теремкова Н.Э,
Кутузова Н.А.
Как известно умение пересказывать и самостоятельно рассказывать играет важную роль в жизни ребёнка. Учить этому необходимо с раннего детства. В настоящее время в арсенале учителей-логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы много новейших дидактических пособий, предназначенных для развития связной речи детей. Наше внимание привлёк комплект сюжетных картинок, выпущенный в издательстве «Весна-дизайн». В пособии отсутствуют методические рекомендации, поэтому в целях экономии времени педагога при подготовке к занятию, мы решили предложить Вашему вниманию карточки -подсказки для работы с каждой серией сюжетных картин комплектов.
Предварительно, каждая серия сюжетных картин предлагалась детям для самостоятельного составления рассказа Проделанная работа показала, что не ко всем сериям картин дети проявили одинаковый интерес и было принято решение отобрать сюжетные картинки для обучения пересказу и для обучения самостоятельному составлению рассказа. Сюжетные картины нами были озаглавлены. К каждой серии картин составлены вопросы, помогающие детям понять содержание сюжета и помочь им последовательно изложить свои мысли, а также образцы примерных рассказов.
Серии сюжетных картин, предназначенные для пересказа.
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
«Хороший урожай».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и пересказать рассказ.
Весной Таня вскопала на огороде землю и посадила рассаду помидоров. Каждое утро девочка поливала молоденькие растения теплой водой. Под ласковыми лучами солнышка зелёные растения быстро набирали силу и тянулись вверх. Летом Таня заметила, что растения подросли и зацвели. Через несколько дней вместо цветов на толстых ветках появились плоды -зелёные помидоры. В конце лета помидоры покраснели. Как -то днём Таня пошла на огород и собрала полное ведро спелых, красных помидоров. Хороший урожай вырастила Таня!
Вопросы
· В какое время года Таня посадила рассаду помидоров?
· Как Таня ухаживала за растениями?
· В какое время года растения зацвели?
· Расскажи, какие изменения произошли с плодами на ветках растений?
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
«Лягушачий хор».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и пересказать рассказ.
Маленький лягушонок Пилька сидел на листике лотоса и глядел на полную луну. Неожиданно из воды с шумом выскочил лягушонок Пулька. Пилька от неожиданности квакнул. Пилька с Пулькой стали квакать на все лады. К ним присоединился лягушонок Булька. И вместе они запели веселую песню о жизни на болоте. Лягушата так весело и громко пели, что не заметили, как разбудили цаплю, самого главного врага лягушек. Пилка, Булька и Пулька, увидев цаплю, кинулись в воду. На болоте стало тихо. Цапля осталась без ужина.
Вопросы
· Кто из лягушат первым появился на листике лотоса?
· Что делал Пилька?
· Кто неожиданно с шумом выскочил из воды?
· Как звали лягушонка, который выскочил из болота последним?
· Чем на болоте занимались Пилька, Пулька и Булька?
· Кого разбудила веселая песня?
· Почему цапля осталась без ужина?
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
«Пирамидка».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и пересказать рассказ.
Мама попросила Ладу собрать пирамидку. Девочка села на тёплый ковёр и принялась за работу. Сначала она нанизала самое большое оранжевое колечко, а затем колечки поменьше: красное и зеленое. Синее колечко и желтое оставались лежать на полу. Кот Тимка толкнул лапкой синее колечко и оно покатилось по полу. Кот играл с колечком. Вдруг он подкинул лапкой колечко и оно упало ему на голову. На шум прибежала собака Альма и стала лаять на кота. Кот Тимка зашипел и выгнул дугой спинку. Колечко упало на пол. В этот момент Альма схватила зубами колечко и понесла Ладе. Лада взяла у Альмы синее колечко и нанизала его на пирамидку. За зелёным колечком Лада нанизала жёлтое. «Пирамидка готова! –радостно крикнула Лада и побежала к маме.
Вопросы:
· Чем занималась Лада?
· Расскажи в какой последовательности Лада раскладывала колечки.
· Какие по цвету колечки остались лежать на полу?
· Почему покатилось по полу синее колечко?
· Кто прибежал на шум?
· Что стал делать Тимка?
· Что сделала Альма?
· Расскажи, как Лада закончила собирать пирамидку?
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
«Удивительное превращение».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и пересказать рассказ.
На улице около дома стоял снеговик. Вместо рук у него были палочки, вместо носа морковка, вместо глаз угольки, а на голове ведро. Летел воробей, и сел отдохнуть на голове у снеговика. “Холодно тебе воробей?”- спросил снеговик. ‘Да, согреюсь и полечу дальше” Тут выглянуло из-за туч солнышко. Воробей согрелся, расправил крылышки, поглядел на снеговика и спросил: “ Снеговик, тебе холодно?” Тут воробей заметил, что снеговик стал таять. Отвалился нос, вместо рук повисли сосульки. Солнышко припекало все сильнее и сильнее, снеговик похудел, а воробышку стало так жарко, что он запел веселую песню. Снеговик тает, а значит скоро наступит весна. Через несколько дней снеговик растаял совсем. Когда воробей прилетел снова к другу снеговику, то на его месте он увидел пугало.
Вопросы.
· Где стоял снеговик? Расскажи, как он выглядел?
· Кто пролетал мимо снеговика?
· О чем говорили снеговик и воробей?
· Почему растаял снеговик?
· Что увидел воробей, когда прилетел к снеговику через несколько дней?
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
«Зимняя прогулка».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и пересказать рассказ.
Наступила зима, выпало много снега. Дети сделали во дворе из снега высокую горку. Целый день дети катались с горки, а ночью горку занесло снегом. Утром снегопад закончился и маленький Саня засобирался на прогулку. Мальчик надел тёплые валенки, куртку, повязал шерстяной шарф, подхватил санки и выскочил на улицу. Саня подошёл к горке и не узнал её, за ночь она стала ещё выше. Мальчик забрался на горку, сел на санки и покатился. Снега было много, но санки скользили хорошо. Около высокой сосны Саня затормозил. Ветки ели качнулись от ветра и комья снега упали с дерева и засыпали мальчика. Сане стало весело. Как хорошо зимой на прогулке!
Вопросы.
· Какое наступило время года?
· Что дети во дворе сделали из снега?
· Куда собрался идти Саня?
· Как мальчик оделся на прогулку?
· Почему утром горка во дворе стала выше?
· Чем Саня занимался на прогулке?
· Почему мальчика засыпало снегом?
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
«Песочный замок».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и пересказать рассказ.
Жарким, летним днём родители с детьми Пашей и Наташей пошли на пляж. Вода в реке была ещё холодная и детям купаться не разрешили. На берегу реки ребята увидели сухой, чистый, речной песок и Наташа предложила Паше построить из песка замок. Сначала ребята с помощью совочков и ведёрка насыпали высокую горку. « Из сухого песка вылепить мы ничего не сможем»,— сказала Наташа и предложила Паше смочить горку водой. Дети по очереди ходили к речке, набирали воду в ведёрко и выливали на сухой песок. Скоро весь песок стал влажным и ребята стали строить из песка замок. Когда башня замка была готова, дети начали строительство крепостной стены. Через час работы песочный замок был готов и Паша водрузил на самую высокую башню свою бумажную панамку. Наташа рассмеялась и прикрепила зелёный листик на низенькую башенку. Завтра дети придут на пляж с игрушками и начнут игру в своём замке.
Вопросы:
· Куда летним днём родители привели Пашу и Наташу?
· Что ребята увидели на берегу реки?
· Какую постройку Наташа предложила Паше построить из песка?
· Как проходило строительство? Что дети сделали сначала, а что потом?
· Что прикрепила Наташа на низенькую башенку?
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
«Кукла Лада».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и пересказать рассказ.
У Аллы была любимая кукла Лада. Алла заботилась о ней. Как-то осенью, Алла гуляла с Ладой и споткнулась. Кукла Лада выскочила из рук и упала в лужу. Алла достала Ладу и не узнала ее. Платье было испачкано. Дома Алла посадила Ладу на стол, налила в таз теплой воды, постирала платье и повесила сушить. Когда платье высохло, Алла погладила его утюгом и надела на Ладу. Алла и Лада были довольны.
Вопросы
· Как звали любимую куклу Аллы?
· Что произошло на прогулке?
· Расскажи, как Алла позаботилась о кукле.
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
«Карнавальный костюм».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и пересказать рассказ.
Лолиту позвали на карнавал. Она долго думала, какой ей надеть костюм. Подруга Алина принесла Лолите выкройку для костюма привидения. Лолите захотелось выступить на карнавале в роли привидения и она попросила маму купить ей белую ткань, нитки и иголки для шитья. Девочка разложила белую ткань на столе, взяла ножницы и вырезала детали костюма. Затем Лолита вдела нитку в иголку и стала шить костюм. Когда костюм был готов, Лолита надела его на себя. Из остатков ткани Лолита решила сшить колпак. На примерку костюма девочка позвала маму и подругу Алину. Костюм всем понравился. В хорошем настроении Лолита отправилась на детский карнавал.
Вопросы
· Куда позвали Лолиту?
· Что принесла Лолите подруга Алина?
· Что купила мама Лолите для шитья костюма?
· Как Лолита шила карнавальный костюм приведения? Что сделала сначала, а что потом?
· Как мама и подруга Алина оценили костюм Лолиты?
· В каком настроении Лолита пошла на карнавал?
Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
«Воздушный шарик».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ
Вопросы.
· Кто и где потерял воздушный шарик?
· Кто нашёл шарик на поле?
· Какой был мышонок и как его звали?
· Чем мышонок занимался на поле?
· Что мышонок стал делать с шариком?
· Чем закончилась игра с шариком?
· Придумай продолжение этой истории.
Образец рассказа «Воздушный шарик».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
«Домик для гусеницы».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
Вопросы
· Про кого будем составлять рассказ?
· Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
· Чем гусеница занималась летом?
· Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
· Что гусеница сделала с яблоком?
· Почему гусеница решила остаться в яблоке?
· Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
Образец рассказа «Домик для гусеницы».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик
Составление рассказа по серии сюжетных картин
«Новогодние приготовления».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
Вопросы
· Какой приближался праздник?
· Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
· Расскажи, какая была ёлка.
· Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
· Чем дети украсили ёлку?
· Для чего в комнату принесли лестницу?
· Что прикрепила к макушке ели девочка?
· Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
Образец рассказа «Новогодние приготовления».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
«Неудачная прогулка».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
Вопросы
· Назови, кого ты видишь на картинке Придумай имя мальчику и кличку собаке.
· Где гулял мальчик со своей собакой
· Что увидела собака и куда побежала?
· Кто вылетел из яркого цветка?
· Что маленькая пчёлка делала в цветке?
· Почему пчёлка укусила собаку?
· Что случилось с собакой после укуса пчелы?
· Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
Образец рассказа «Неудачная прогулка».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
« Как мышонок забор красил».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
Вопросы
· Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
· Чем решил заняться в выходной день мышонок?
· Что мышонок купил в магазине?
· Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
· Какой краской мышонок стал красить забор?
· Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
· Придумай продолжение этого рассказа.
Образец рассказа «Как мышонок забор красил».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор
Составление рассказа по серии сюжетных картин
« Утёнок и цыплёнок».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
Вопросы
· Придумай клички утёнку и цыплёнку.
· Какое время года изображено на картинках?
· Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
· Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
· Почему цыплёнок не пошёл в воду?
· Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
· Чем закончилась эта история?
Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
«Удачная рыбалка».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
Вопросы
· Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
· Что взяли с собой друзья?
· Где друзья устроились для ловли рыбы?
· Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
· Куда кот кинул пойманную рыбку?
· Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
· Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
· Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
Образец рассказа «Удачная рыбалка».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
« Находчивый мышонок».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
Вопросы
· Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
· Расскажи, кто жил в доме у девочки.
· Что девочка налила в кошачью миску?
· Что сделала кошка?
· Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
· Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
· Чему удивилась кошка, когда проснулась?
· Придумай продолжение этой истории.
Образец рассказа «Находчивый мышонок».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
«Как ворона горох вырастила».
Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.
Вопросы
· Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
· Что петушок нёс домой?
· Кто заметил петушка?
· Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
· Почему ворона не съела весь горох?
· Как птица посеяла семена гороха в землю?
· Что показалось из земли после дождя?
· Когда на растениях появились стручки гороха?
· Чему радовалась ворона?
Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».
Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.
Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.