Лексическая тема: ТРАНСПОРТ

 

 Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

 (старшая логопедическая группа).

Автор: Теремкова Н.Э.- учитель-логопед детского сада № 68 ОАО «РЖД»

Коррекционные цели:

1.   Лексика.

     Активизировать и обогатить словарь детей за счет существительных,
прилагательных, глаголов по теме «Транспорт (наземный, железнодорожный)»

     Познакомить с многозначным существительным «хвост».

2.   Грамматика.

     Закреплять умение образовывать сложные слова, отрабатывать слоговую структуру слов «железнодорожный, пассажирский».

     Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, в образовании относительных прилагательных,  в употреблении существительных в род. падеже ед. числа.

     Способствовать практическому использованию в речи приставочных глаголов (с наглядной опорой).

3.   Связная речь.

     Обучать составлению связного речевого высказывания с опорой на наглядный
демонстрационный план (маршрут движения).

     Способствовать практическому использованию предложений разных типов.

4.   Психические процессы.

     Способствовать коррекции познавательной и эмоционально-личностной сферы
психики ребенка посредством психогимнастики.

     Развивать навыки координации движений, пластики.

     Совершенствовать зрительное восприятие: находить недостающие части предметов, сравнивать и подбирать узор по заданию.

     Развивать слуховое внимание, слуховое сосредоточение.

Оборудование:

1.      Набор предметных картинок на магнитах по теме «Транспорт» (лошадь с телегой, велосипед, трамвай, троллейбус, автобус, грузовик, поезд).

2.      Письмо от Незнайки.

3.      Плакат с изображениями многозначного слова «хвост» (хвост животного, самолета, птицы, поезда, хвост-прическа).

4.      Железнодорожные билеты с разными узорами (по количеству детей).

5.      Стульчики (по количеству детей).

6.      Магнитные доски.

7.      Плакат с изображением разных типов вагонов (локомотив с товарным вагоном, с пассажирским вагоном, с грузовой цистерной).

8.      Сигнальные кружки (по количеству детей).

9.      Модель поезда на магните.

10.  Плакат «План-маршрут движения поезда».

11.  Картинки с изображениями предметов без какой-либо части (по количеству детей): железная дорога без шпал, поезд без локомотива, вагон без колеса и двери и т.п.

12.   Записи пения птиц, капель дождя и аппаратура для их прослушивания.

Предварительная работа

1.      Познавательные занятия воспитателя по теме «Транспорт».

2.      Экскурсия на железнодорожный вокзал.

3.      Рассматривание иллюстраций, чтение книг, стихотворений, загадок о транспорте.

4.      Приглашение в группу для беседы с детьми работника железнодорожного транспорта с
рассказом о своей профессии.

 

 

I.     Оргмомент.

Дети стоят около логопеда полукругом

Логопед: «Поиграем в игру «Летит, едет, плывет». Поднять сигнальный кружок, если прозвучавшее слово относится к транспорту и назвать действие, совершаемое этим транспортом (самолет, пароход, такси, велосипед, лодка, лыжник, электричка, машина, конькобежец, трамвай, воздушный шарик)».

II.    Введение в тему занятия.

Логопед читает письмо: «С нетерпением жду в гости детей старшей логопедической группы.    Незнайка. Ребята, предлагаю отправиться в путешествие»

III.   Закрепление изученного материала на прошлых занятиях.

На доске выставлены картинки: телега, велосипед, трамвай, троллейбус, грузовик, поезд.

Логопед: «Рассмотрите картинки, назовите  каждый предмет. Как назвать все эти предметы одним словом? Что это? —  (Транспорт).Как называется транспорт, который передвигается по земле? -(наземный). Чтобы быстрее встретиться с Незнайкой, нам нужно для поездки выбрать самый скоростной  вид транспорта. А сейчас нужно расставить картинки с изображением транспорта по мере возрастания скорости».

Дети расставляют на доске картинки, начиная  с самого медленного вида транспорта.

Логопед: «Так какой у нас самый быстрый вид транспорта? На чем поедем в гости к Незнайке?»

Дети: «На поезде».

 

IV. Активизация и обогащение словаря по теме «Железнодорожный транспорт».

 

Логопед: Может ли поезд передвигаться по асфальтированной дороге? Почему?

Дети: Не может, потому что (варианты ответов детей)

Логопед: По какой дороге передвигается поезд? (по железной дороге). Из чего состоит железная дорога? (из шпал, рельсов). Как называется транспорт, который передвигается по железной дороге? (железнодорожный).

Логопед:  Ребята, рассмотрите поезд и назовите, из каких частей он состоит.

Дети: Из локомотива, вагонов и колес.

Логопед: Ребята, у поезда есть хвост? (вносится плакат). Слово «хвост» имеет несколько значений. Перечислите, каких.

Дети: Хвост животного, хвост самолета, хвост-прическа, хвост птицы (перечисляют, глядя на плакат).

Логопед: Как называется профессия человека, который управляет поездом?

Дети: Машинист.

Логопед: Ребята, чтобы стать пассажирами поезда, нужно купить железнодорожные билеты. Как называется касса, в которой продают билеты на поезд? (билетная). Незнайка очень хотел, чтобы мы приехали быстрее и прислал нам билеты. Логопед раздает билеты, дети кладут их в карман.

Динамическая пауза.

Логопед:  Отправимся на вокзал. Одевайте рюкзаки, берите в руки чемоданы, идем на перрон (дети выполняют имитирующие движения). По ходу движения логопед спрашивает: «У тебя какой рюкзак? (легкий). А у тебя? (тяжелый). У тебя какой чемодан? (большой). А у тебя? (маленький)».  Вот мы на вокзальном перроне. Посмотрите на стоящие поезда (демонстрация плаката с поездами). Первый поезд перевозит товары, грузы. Как называется вагон этого поезда? (товарный). Второй поезд перевозит жидкости. Как называется вагон этого поезда? (грузовая цистерна). Третий поезд первозит пассажиров. Как называется вагон этого поезда? (пассажирский). В вагон какого поезда мы поспешим?

Логопед: Подберите слова и скажите, какой вагон у нашего поезда?

Дети: Новенький, зеленый, удобный, красивый, вместительный, длинный, уютный.

Логопед: Ребята, что находится внутри вагона? (сиденья, полки, двери). Вот салон нашего поезда (стоящие в ряд стульчики). Достаньте свои билеты, рассмотрите узор на билете и такой же узор найдите на сиденьях. Займите каждый свое место.

V. Физкультминутка.

 

 Логопед:

Дети:

Поезд подает сигнал

тянут «ту-у-у»

Он стоять уже устал

произносят «чух-чух-чух»

Набирает поезд ход

Произносят на выдохе с ускорением: «пш-пш-пш»

Быстро мчится он вперед

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики

Произносят, выполняя круговые движения руками «тук-тук, тук-тук, тук-тук»

 

VI. Упражнение в употреблении приставочных глаголов в связной речи с опорой на наглядно-демонстрационный план. Знакомство с картой маршрута движения поезда.

Логопед: У нас есть карта маршрута движения нашего поезда. Чтобы «прочитать» карту, поиграем в игру: я начинаю, вы продолжаете (логопед осуществляет движение по карте макетом поезда на магните).

— От вокзала поезд … (отъехал). Ехал, ехал и к мосту поезд … (подъехал). Речку по мосту поезд … (переехал), дальше поехал и к туннелю поезд … (подъехал). В туннель поезд … (заехал), по тоннелю проехал и скоро из него поезд  … (выехал). Ехал, ехал и к озеру поезд … (подъехал). Озеро поезд … (объехал) и к светофору поезд … (подъехал). На какой сигнал светофора поезд может ехать дальше? (на зеленый). Какой сигнал горит на светофоре? (красный). Что должен сделать поезд? (остановку).

 

Психогимнастика.

Пока поезд стоит, выйдем погулять в лесок (дети встают со стульчиков, выходят на ковер). Как хорошо! Птички поют (играет тихая музыка). Посмотрите на деревья, на небо, на травку, на цветочки (наклоны головы вверх, вниз, в стороны). Ребята, чувствуете, ветерок налетел, становится прохладно (дети руками обхватывают себя). Повтояряйте за мной:

Логопед:

Ветер тонкий клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ш- Ш- Ш- Ш- Ш- Ш- Ш (дети плавно машут руками над головой).

Ветер расшумелся, дождик начал накрапывать (звучит музыкальная композиция – имитация дождевых капель).  Давайте поиграем с дождевыми каплями. Дети попеременно вытягивают руки перед собой ладошками вверх и сжимают ладонь в кулачок.

Быстро кончился дождик. Смочил землю, освежил травку, после дождика травка и цветы потянулись к солнышку. Давайте покажем, как стали тянуться к солнышку и распускаться цветы. Исходное положение: руки перед собой, ладони прижаты друг к другу.

Один, два – дети медленно поднимаются на носочках, раскрываю ладони.

 Логопед: Какой у тебя распустился цветок? А у тебя?

Логопед: Какой сигнал загорелся на светофоре? (меняет знак на светофоре с красного на зеленый). Занимаем свои места, поезд поедет дальше. Ехать осталось совсем недолго, споем песню.

Дети исполняют с муз. сопровождением песню «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан.

Пока песню пели, наш поезд к станции …(подъехал). Возьмите свои чемоданы, нас должен встречать Незнайка.

VII. Закрепление изученного материала. Развитие фразовой речи, упражнение в употреблении существительных в родительном падеже, ед. числа.

Незнайка: Здравствуйте, дети. Я рад, что вы приехали. Я нарисовал картинки и хочу вам их показать. Это мой подарок вам. Незнайка раздает картинки каждому ребенку.

Логопед: Ребята, понравились вам картинки Незнайки? Посмотрите внимательнее, все ли правильно нарисовал Незнайка? Расскажите, что неправильно.

Дети:

— У меня вагон без одного колеса и двери.

— У меня железная дорога без шпал.

— У меня поезд без локомотива

И т. п.

Логопед: Ребята, давайте дорисуем картинки Незнайки в группе и устроим выставку.

VIII. Подведение итога занятия.