Конспект занятия
Автор: Кутузова Н.А. — учитель-логопед детского сада №68 ОАО «РЖД»
Цель:
- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [и], [ы] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах, фразах);
- Совершенствовать навыки звукового анализа слов;
- Развивать слуховое восприятие;
- Образовывать множественное число существительных с окончаниями
-Ы и –И;
- Обогащать и активизировать словарный запас;
- Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Оборудование:
- Настольные зеркала;
- Предметные картинки на различаемые звуки;
- Комплект предметных картинок (существительные в ед. и множ. числе).
- Пособие для обучения чтению-«домики»;
- Картинки- схемы слов;
- Буквы И, Ы;
- Пособие «Часы»;
- Картинки, выполненные пунктиром.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети сидят на ковре полукругом.
Логопед Ребята, сегодня у нас будет интересное занятие, к нам придут гости, будем выполнять много разных заданий.
Выходят дети. Мальчик одет в костюм мишки Миши. У девочки костюм мышки Мыши.
Логопед:
Как-то рано поутру
Мышка Мыша шла в нору.
Мышка пела еле слышно
Песню тихую свою.
Мышка Мыша:
Я маленькая мышка
Люблю я сыр и пышки.
А кошки и коты
Желают нам беды.
Логопед:
А на встречу ей медведь:
Мишка Миша:
— Мышка, хватит грустно петь.
Я Мишка Миша, вот дела,
Сорока вести принесла:
У деток в садике урок,
Пойдем-ка вместе,
Будет впрок.
Посмотрим на занятие
И всем дадим задание.
Логопед:
Мишка с Мишей к нам пришли
И задания принесли.
Мишка Миша:
-Кто подскажет нам, друзья,
Что за звук услышал я?
Логопед:
Внимательно послушайте слова и назовите, гласный звук в середине слова:
кит, сын, мир, сыр, пыль, мил, выл.
Какие гласные звуки вы услышали? ([ы,и])
Мышка Мыша:
Вот ребята, молодцы,
Справились с заданием.
Но совсем мы не хотим
Сказать вам: « До свидания!»
На уроке посидим,
На ребяток поглядим.
Дети садятся на места. Мишка Миша и Мышка Мыша садятся с детьми за столы.
II. Постановка цели занятия.
Логопед:
Сегодня мы будем повторять звуки[ ы-и], учиться их различать. Уточняется характеристика этих звуков (гласные).
1. Сравнение и правильное произнесение звуков [и] и [ы].
Логопед:
Произнесём все вместе звук[ и]. Посмотрите в зеркала и скажите, в каком положении находится язык и губы?
Дети
Язык у нижних зубов, губки улыбаются
Логопед:
А теперь произнесём звук[ ы]. В каком положении находятся язык и губы?
Дети
Язык оттягивается от зубов, губки округляются.
2. Угадывание звуков[ ы-и] по беззвучной артикуляции.
Логопед:
Я буду показывать артикуляцию разных звуков. Если вы увидите артикуляцию звука [и ]– хлопните в ладоши, а звука [ы] – топните ногой.
3.Упражнение «Просмотри и назови»
Дифференциация звуков по схеме артикуляции.
На доске вывешена схема чередования звуков[ и-ы]
Логопед указывает на смайл, а дети произносят нужный звук.
4. Игра «Эхо». Произнесение слогов со звуками [и] и [ы] .
Логопед
В игре участвуют две команды. Команда Мыши произносит слоги со звуком [ы], например пы, другая команда Миши отзывается, произнося слоги со звуком [и ] — пи.
Пы-пи мы-ми ты-ти кы-ки хы-хи
Логопед
Задание усложняется. Вы должны заменить звук в середине слова.
Мыл-мил пыл-пил был-бил выл-вил ныл-Нил
5. Произнесение слов со звуками[ ы], [и].
Логопед
Назовите картинки на доске. Выберите слова со звуком [и] –подарите их Мише, выберите картинки со звуком[ ы ]–подарите их Мыше.
Картинный материал: лимон, тыква, игла, весы, мыло.
III. Образование множественного числа существительных с окончаниями –и, -ы.
У логопеда картинки с существительными в единственном числе, у детей в конвертах картинки с существительными во множественном числе.
Логопед
У меня на картинке один предмет, у вас- много. Я показываю картинку, называю предмет — кот. Отзывается тот, у кого много предметов.
Дети (показывая картинку) — коты
Логопед
Назовите последний гласный в слове коты
Кот- коты жук- жуки
Бык- быки пингвин- пингвины
Дельфин- дельфины дыня- дыни
Банан- бананы ива- ивы
Мак- маки кит- киты
Хата- хаты муха- мухи
Конь- кони самолёт- самолёты
IV. Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Пляшут Мышки-шалунишки,
Кто на вилке, кто на крышке.
Тише мышки, тиши мышки,
Не будите злого Мишку.
V.Звуковой анализ слов. Определение местоположения звуков[ ы],[ и] в словах по картинкам.
На столе карточки с картинками и схемой слова.
Отдельно лежат буквы
и |
ы |
Логопед
Назови картинку, определи, где в слове звучит[ и ]или [ы]. Положи нужную букву на схему слова ( начало, середина, конец слова.)
И |
Картинки: лимон, рыба, осы, бусы, коньки, тыква, липа, очки, санки, весы, гуси, плита, дубы, дым, тапки.
Логопед
Звук [и ]может стоять в начале, середине, конце слова.
Звук [ы] только в середине или конце слова.
VI. Активизация словаря.
Логопед загадывает загадку:
Нет ног, а хожу.
Нет рта, а скажу.
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)
Логопед
Ребята, часы бывают разные ( на доску вывешиваются картинки)
Если они висят на стене- это настенные часы.
Если они висят на башне- это башенные часы.
Если стоят на столе, это какие часы?
Дети
Настольные часы
Логопед
Если их носят на руке?
Дети
Наручные часы
Логопед
Есть часы, на которых время измеряют по солнцу – это солнечные часы
А есть часы, в которых время отсчитывает песок- это песочные часы.
VII. Чтение прямых и обратных слогов. Составление слов.
На доске картинки: маки, хаты, утки, коты, киты и слоги
Логопед
Ребята, посмотрите, у нас на доске живут слоги. У каждого слога свой домик. Давайте их прочитаем. Но нашим слогам очень скучно жить одним в домике,
они хотят дружить с другими домами.
ма |
ки |
Слог ма дружит со слогом ки , посмотрите, какое слово получилось?
Дети
Слово маки
Логопед
Правильно, это слово маки ( слоги крепятся под картинку)
Сколько слогов в слове маки?
Дети
Два. Первый слог МА , второй слог КИ.
Логопед
А что мы знаем про слог?
Дети
В каждом слоге есть гласный звук, он образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Аналогично дети составляют другие слова.
VIII. Подведение итога занятия.
На столе у детей картинки, выполненные пунктиром.
Логопед
Что изображено у вас на картинках?
Дети
Рыба, бык, вафли, конфеты, кит, ягоды, сыр, ива.
Логопед
Определите позицию звука [и] или [ы] в слове. Дети определяют.
А теперь обведите их и подарите картинки со звуком [и ]–Мише, а со звуком [ы]- Мыше.